23 марта 2003 года. В воскресенье множество чеченцев приняли участие в референдуме по предложенному российским президентом Владимиром Путиным плану политического урегулирования длящегося три с половиной года конфликта в регионе. Кабины для голосования в находящихся под полным контролем федералов северных районах Чечни действительно выглядели привычно нарядными в течение сегодняшнего дня. Официальные лица с несколько натянутым радушием в советском стиле приглашали к ним голосующих и с десяток наблюдателей и журналистов.
Согласно сообщению информационного агентства ИТАР-ТАСС, предварительный подсчет голосов в четырех административных районах Чечни показал, что более 95% проголосовавших одобрили конституцию, а примерно 4% - проголосовали против нее.
На избирательных участках играла поп-музыка. Повсюду были активисты и плакаты прокремлевского парламентского движения "Единая Россия", а на милицейских автомобилях были транспаранты, призывавшие проголосовать "за".
Всего в Чечне и в лагерях для беженцев в соседней Ингушетии было зарегистрировано около 540000 участников референдума, включая 28000 из примерно 80000 размещающихся на территории республики российских военнослужащих.
Им предстояло ответить, поддерживают ли они новую конституцию, которая закрепляет статус Чечни как неотъемлемой части Российской Федерации, а также поддерживают ли они законы по выборам президента и парламента, которые должны состояться в ближайшие месяцы.
Г-н Путин предложил финансовую компенсацию, амнистию для боевиков и значительную автономию, если они проголосуют "за".
Власти сообщили, что к полудню в референдуме приняли участие 60% зарегистрированных участников, тогда как для признания референдума состоявшимся требовалась явка 50%.
Общий настрой голосовавших также не вызывал вопросов. "Если люди хотят сказать 'нет', они просто остаются дома, - сказал Загран, 30-летний киоскер из города Шемокозово. - Что касается южных районов, никто не знает, что там происходит, я просто боюсь там появляться".
Заимдин Пашар, глава местной избирательной комиссии и член "Единой России", сказал: "Люди устали повсюду видеть камуфляжное обмундировании. Конечно же, некоторые опасаются высказывать свое мнение, однако бояться нечего. Мы пошли в мечеть и разъяснили людям, какими будут их права: что у них будет конституция, военные действия прекратятся и будут выборы президента".
Однако одна пожилая женщина, не пожелавшая назвать своего имени, с этим не согласилась: "Конечно, мы голосовали, мы хотим жить в мире", - сказала она, добавив: "По совести, я побоялась сказать 'нет'".
Дальше в направлении столицы Грозный, остающейся под плотной оккупацией военных, в ряде мест количество неуверенных зевак превышало количество пришедших к урнам участников референдума. "Некоторые потеряли свои семьи, и они проводят демонстрации, спрашивая 'Где наши сыновья?' Я не думаю, что они примут участие в референдуме, - сказал Муса, 20-летний безработный. - Я не думаю, что дела пойдут лучше, а результат голосования уже предрешен наверху".
Однако многие из голосовавших проявляли энтузиазм. "Конечно, мы проголосовали 'за', - сказал 20-летний Рамзан. - Мы хотим, чтобы дела пошли лучше. Чего здесь бояться? Мы уже живем в Чечне".