Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
11 сентября не является "событием, которое изменило мир"

Это впечатляющее наблюдение объясняет многие различия в позициях и политике между администрацией Буша-младшего и правительством Великобритании

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя правительства по всему миру очень чувствительны к угрозам терроризма, большинство из них не переделало своей внешней политики с учетом того, что произошло в Вашингтоне. Или, как в Париже, они изменили свою политику с таким расчетом, чтобы помешать Вашингтону и тем самым подтолкнуть его к унилатерализму.

21 марта 2003 года. Вскоре после событий 11 сентября 2001 года один американский комментатор сделал впечатляющие наблюдение. Американцы, сказал Питер Фивер (Peter Feaver) из Дьюкского (Duke) университета, рассматривают 11 сентября как "событие, которое изменило мир". Остальные страны, тем временем, видят в 11 сентября "событие, которое изменило Америку". Это различие объясняет в значительной мере то, что происходило в период, предшествовавший войне в Ираке.

Травмированный Вашингтон рассчитывал на то, что остальной мир должен собраться под его знамена, как в действительности и произошло на начальном этапе. Однако значительная часть остального мира полагала, что американское высокомерие хотя бы отчасти повинно в совершенных злодеяниях.

11 сентября в самом деле стало событием, которое изменило Америку, однако не в том плане, как ожидало большинство народов мира. Оно послужило обоснованием - заслуживает оно того или нет, вопрос спорный - для куда более агрессивной доктрины в американской внешней политике, которая включает, в том числе, вполне определенную идею военной акции в форме упреждающего нападения.

Однако это событие не изменило мир.

Хотя правительства по всему миру очень чувствительны к угрозам терроризма, большинство из них не изменило своей внешней политики с учетом того, что произошло в Вашингтоне. Или, как в Париже, они изменили свою политику с таким расчетом, чтобы помешать Вашингтону и тем самым подтолкнуть его к унилатерализму.

Значительная часть споров по поводу американского унилатерализма в сравнении с удивительной альтернативой мультилатерализма не учитывает того обстоятельства, что это спор о средствах, а не о конечной цели.

Это также спор, который обыкновенно начинался с прошлогодних событий. Но для того чтобы его понять, нам необходимо возвратиться дальше назад, к усилиям Парижа и Москвы в предшествовавшие 5 лет по умиротворению Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Именно их, в основном успешные, усилия по подрыву обязательств в 1990-х годах посеяли семена нынешней войны.

Отчасти в силу этого для многих в Вашингтоне мультилатерализм стал синонимом слабости. Так случилось потому, что прочие правительства, исключая Вашингтон и Лондон, не сумели выполнить свои обязательства по борьбе с угрозой.

Новоприобретенная уверенность в себе Америки является фактом, и другие правительства тоже должны начать выполнять свои обязанности.

Они могли бы начать с Северной Кореи. В настоящее время официальной политикой США являются поиски многостороннего решения кризиса, который был в большой мере создан действиями самой американской администрации.

Это такой подход, который отвергает Северная Корея, желающая двусторонних переговоров с Вашингтоном.

Однако один высокопоставленный американский официальный представитель говорит, что некоторые члены администрации Буша-младшего настаивают на "конфронтации" с Северной Кореей, как только этому перестанет мешать война в Ираке.

По заявлениям специалистам министерства обороны Великобритании, Пентагон полагает, что существует возможность разбомбить северокорейский ядерный объект Йонбен (Yongbyon) так, чтобы не допустить распространения радиоактивных осадков за пределы его ограждения по периметру.

Однако подобная конфронтация до смерти напугала бы Южную Корею, которая опасается обычной северокорейской артиллерии не меньше, чем ядерного оружия, которое, быть может, появится у Пхеньяна.

Это заботит и другие страны региона: Японию, Россию и Китай. Подход России заключается в том, чтобы затормозить рассмотрение этого вопроса в Организации Объединенных Наций (ООН).

Китай всегда утверждал, что его влияние на Пхеньян меньше, чем считает Вашингтон. Ему следовало бы быть более чувствительным: ядерная Северная Корея может предвещать появление независимого средства ядерного устрашения для регионального соперника Пекина, Японии. Однако почти нет свидетельств того, что он что-то предпринимает в этом плане.

Не все те, кто имеет доступ к уху г-на Буша-младшего, призывают к конфронтации с Северной Кореей. Однако один из тех, кто этого не делает, Колин Пауэлл (Colin Powell), был ослаблен в результате действий Франции в ООН в последние несколько месяцев.

Если правительства по всему миру озабочены американским унилатерализмом, то им следует выдвинуть солидные, ответственные и поддающиеся осмыслению многосторонние инициативы.