25 марта 2003 года. Вчера отношения между Россией и Соединенными Штатами резко обострились, когда Москва потребовала срочного созыва заседания Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН), чтобы обсудить иракский кризис, а Вашингтон повторил обвинения, что российские компании помогают военной машине Багдада.
Официальные лица США сказали, что президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) разговаривал по телефону с президентом Владимиром Путиным о своей озабоченности в связи с тем, что российские компании предоставили Ираку запрещенную военную технику, в то время как государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) звонил своему российскому коллеге Игорю Иванову.
Военная техника, якобы поставленная российскими частными компаниями, включала индивидуальные приборы ночного видения (ПНВ), противотанковые управляемые ракеты (ПТУР'ы) и аппаратуру радиоэлектронных помех (РЭП) системам наведения ракет. Белый дом заявил, что, по его данным, "поставки некоторых образцов военной техники, возможно, продолжаются и поныне". Но его представитель по связям с общественностью Ари Флейшер (Ari Fleischer) сказал, что два президента вновь подтвердили, что выступают за "американо-российское партнерство".
Г-н Иванов отверг американские утверждения о военных поставках, заявив, что этот вопрос проверялся не далее как 18 марта с.г., в ответ на частные запросы США, и "никаких фактов, подтверждающих американскую озабоченность, выявлено не было". Один российский представитель сказал, что г-н Путин "подчеркивает необходимость избежать гуманитарной катастрофы в регионе".
Г-н Иванов сказал, что хочет "подробно и глубоко обсудить" ситуацию в ООН, что является еще одним признаком недовольства Москвы. В последние дни Россия заявляет, что считает возглавляемую Соединенными Штатами войну против Ирака незаконной, а начало боевых действий на прошлой неделе было отмечено необычайно жестким заявлением г-на Путина.
Заместитель министра иностранных дел России Юрий Федотов сказал, что участвовал в переговорах о созыве специального заседания комиссии ООН по правам человека в Женеве, чтобы рассмотреть гуманитарные вопросы и законность военной акции против Ирака. Генеральный директор компании "Авиаконверсия" Олег Антонов отверг сообщения о том, что его компания продала иракцам аппаратуру РЭП, заявив, что Багдад легко мог сам разработать подобные системы. Вашингтон хорошо знает его системы РЭП, сказал он. После авиационного салона в Москве в 1997 году официальные представители США купили большое количество такой аппаратуры, чтобы провести испытания ее эффективности против крылатых ракет "Tomahawk" и других систем оружия. Высокоточное американское оружие, очевидно, не показывает нужных результатов в Ираке, сказал он. Только этим можно объяснить "нынешнюю попытку возложить вину на нашу компанию".
Другим признаком напряженности в отношениях стало то, что в прошлую субботу два российских истребителя были подняты на перехват американского самолета-разведчика, который, по утверждению Москвы, совершал полет слишком близко от российской границы. Министерство иностранных дел России заявило официальный протест по поводу этого инцидента.
Россия выражает все большую озабоченность в связи с ее экономическими интересами в послевоенном Ираке. Г-н Иванов сказал, что контракты с российскими нефтяными компаниями, замороженные ввиду международных санкций, были подписаны законно и должны уважаться. Вчера правительство заявило, что Россия также заинтересована в гарантированной выплате иракских долгов советской эпохи и, кроме того, надеется принять участие в восстановлении Ирака.
Глава российского космического агентства Юрий Коптев занял более позитивную позицию, заявляя, что Россия выделит дополнительные ассигнования на решение проблем Международной космической станции (МКС) после катастрофы американского космического челнока "Columbia".