О единстве среди внешнеполитической элиты России после нападения американцев на Ирак не может быть речи. Одна ее часть советует Кремлю использовать в своих интересах нынешнюю внешнеполитическую изоляцию Соединенных Штатов и ожидающиеся проблемы в Ираке, другая - предостерегает от подобной игры и подвергает критике то, что Россия без всякой на то необходимости слишком испортила отношения с США.
Россия ни в коем случае не должна помогать американцам в решении проблем, которые они создали себе сами, потребовал в ходе дискуссии накануне войны журналист консервативного толка Третьяков. «Американцы должны до дна испить горькую чашу». В то время, как Соединенные Штаты будут распылять свои силы в Ираке и в будущих войнах, Россия могла бы проводить экспансионистскую политику на соседних территориях и, по меньшей мере, была бы в состоянии объединить часть бывшего Советского Союза, а именно Белоруссию, Украину и Казахстан, превратив ее в «великую Россию». Никогда ситуация не была для этого столь благоприятной.
Подобные планы могут открыто поддержать немногие специалисты, но антиамериканские настроения заметны также среди тех, кто до недавнего времени выступал за мирное сотрудничество с американцами. Так, председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов отреагировал, сказав, что в Ираке Россия должна настаивать на сохранении своих экономических интересов с помощью американцев. «Если американцы на это не пойдут, тогда мы должны прекратить с ними сотрудничество».
Якобы столь серьезные экономические интересы России в Ираке однако были виртуальными, так как c Саддамом Хуcейном (Sdaam Hussein) никогда нельзя было договориться, обращает внимание Александр Коновалов из Института стратегических исследований. Россия должна быть еще рада, что на свете есть шериф под названием Америка. «Альтернативой в настоящее время может быть мир, полный бандитов». Правда, надо заставить шерифа вести себя по определенным правилам с тем, чтобы вслед за бандитами не были взяты в оборот добропорядочные граждане. Однако для Москвы, которая в борьбе против терроризма и с нераспространением оружия массового уничтожения идет в одной упряжке с Вашингтоном, проблемы американцев в Ираке не сулили бы ничего хорошего. «Президент Путин своей позицией, направленной против войны с Ираком, заработал очки во внутриполитическом плане и в исламском мире, - говорит внук прежнего министра иностранных дел Молотова и руководитель Фонда «Политика» Вячеслав Никонов, - но мы израсходовали весь свой политический потенциал на режим, которого вскоре не будет». Ущерб для российско-американских отношений, по его словам, велик, даже если американцы из вежливости не говорят об этом открыто. России сильно повезло, что она может прятаться от гнева американцев за спиной Франции.
Сколь мало адекватной оказалась реакция российской политической элиты на войну в Ираке, свидетельствует отказ Думы ратифицировать договор о сокращении стратегических потенциалов, чего добивалась сама Россия, говорит Никонов. В конечном итоге Россия вместе с другими государствами заставила американцев вынести вопрос об иракском кризисе на Совет безопасности ООН, но потом бросила их на произвол судьбы.
Разделилось мнение специалистов в области внешней политики и что касается вопроса, навредила ли себе Россия своим поведением в Совете безопасности или все же сохранила позиции. Тем не менее, существует единство в понимании того, что ось Россия-Германия-Франция недолговечна. Россия, рассматривающая себя в качестве европейской страны, даже если она и подвергается сильной критике, остается в своих представлениях ориентированной на шерифа.