В Пентагоне ожидали, что иракское население будет повсюду встречать американские войска как освободителей. Однако, как отмечает в своем комментарии обозреватель газеты Liberation Марк Семо, армия США столкнулась с ожесточенным сопротивлением иракских войск, а в тылу американцев активизировались повстанцы». В свою очередь, обозреватель той же газеты Серж Жюли в своем комментарии приходит к такому выводу: «Без сомнения, «полицейской», освободительной войны, запрограммированной ястребами Вашингтона, уже не будет. Война станет просто воинственной, то есть смертельной, разрушительной и болезненной. В этих условиях даже сама военная победа американцев будет расцениваться как новое политическое поражение для США».
В комментарии обозревателя Марка Семо под заголовком «Освободители, которые пугают», опубликованном в номере Liberation за 25 марта, в частности, отмечается: «По мере того, как американские войска приближаются к Багдаду, в их тылу активизируются иракские повстанцы. Так, в воскресенье вблизи населенного пункта Насирия попали в засаду подразделения тыла и снабжения армии США. Кроме того, иракские войска оказывают упорное сопротивление, вынуждающее англо-американцев идти в обход крупных городов. «Руководители Пентагона готовились к тому, что американские войска почти везде будут приняты как освободители, по крайней мере, на шиитском юге», - говорилось вчера в передовой статье «Вашингтон пост», в которой отмечалось, что американская администрация попала в затруднительное положение.
Действительно, весной 1991 года шииты иракского юга в массовом порядке восстали против Саддама и взяли под свой контроль около 14 иракских районов. Но Буш-старший решил не идти на свержение Саддама Хусейна, и месть режима была беспощадна: от 50 тысяч до 300 тысяч восставших было казнено. Все минувшие 12 лет репрессии в их отношении продолжались. Как объяснять тот факт, что на этот раз шиитское население Ирака не поднялось на восстание? Руководители в Багдаде поздравляют друг друга в связи с высоким и сильным "патриотизмом" шиитского населения юга страны. «Шииты восстали не против режима, как на это рассчитывали американцы, а против них самих", - заявил вчера агентству Франс-пресс Хасан Захеди, шиит и бывший иракский дипломат.
Есть и такие, кто считает, что прибытие в Ирак американцев не положило конец страху населения. Саддам Хусейн все еще у власти в Багдаде, и его аппарат террора все еще силен, даже в отдаленных «освобожденных» городах вблизи границы с Кувейтом, таких, как Сафуан. Корреспондент Франс-пресс приводит слова врача, который пожелал остаться неназванным. «Многие жители, - говорит он, - были показаны по телевидению в момент, когда они собирались обнять американцев. Теперь же они боятся, что люди Саддама вернутся, чтобы их убить». Только уверенность в том, что Саддам убит или свергнут, побудит его наиболее рьяных сторонников сдаться».
В том же номере Liberation опубликован комментарий обозревателя газеты Сержа Жюли под заголовком «Ошибка». Автор пишет: «США ведут войну без международного мандата и в условиях враждебной изоляции. Даже наиболее верные из их союзников, такие, как Турция, прекращают их поддерживать. Ввиду этого дипломатического фиаско американская война должна была быть еще короче и еще более «хирургической». Иначе говоря, вместо того, чтобы уничтожать крупные города американцы должны были бы проводить полицейскую операцию огромного размаха, призванную арестовать небольшое число лиц, связанных с диктатурой.
Сегодняшняя война, в отличие от войны 1991 года, основывается на политической гипотезе, согласно которой военное давление должно спровоцировать крушение режима Саддама. Этот сценарий, о котором мечтали американские руководители, не предусматривал сражения за каждый квартал Багдада. Однако первые пять дней войны поставили под сомнение реалистичность такого подхода. Не видно беженцев на дорогах, покидающих зону боев, как это было в 1991 году. Совсем немного сдающихся в плен. В 1991 году наземная кампания длилась только четыре дня, зато десятки тысяч иракских солдат были взяты в плен. Сейчас же не взят ни один город, и бои за них продолжаются. До сих пор война США не вызвала крушения диктатуры Саддама.
Без сомнения, «полицейской», освободительной войны, запрограммированной ястребами Вашингтона, уже не будет. Война станет просто воинственной, то есть смертельной, разрушительной и болезненной. В этих условиях даже сама военная победа американцев будет расцениваться как новое политическое поражение для США. И Вашингтон обречен на то, чтобы вести по-настоящему военное сражение за Багдад. Ужасная ошибка в планировании».
Тему войны в Ираке продолжает правоцентристская Le Figaro, в которой опубликован комментарий Стефана Дэниса под заголовком «При абсолютной нелегитимности». Автор, в частности, подчеркивает: «Один из главных упреков в адрес американцев состоит в том, что их война нелегитимна. И все же насколько эта война нелегитимна? Дело в том, что сама по себе война является символом нелегитимности: она означает разрушение порядка и всякого рода крайности. Если одна страна, являющаяся частью альянса, подверглась нападению, то страны-союзники обязаны прийти ей на помощь.
Что же касается ООН, то, будучи американским детищем, эта организация сегодня склонна расценивать войну США в Ираке как нелегитимную. Но ведь та же ООН заняла позицию стороннего наблюдателя в ходе целого ряда предыдущих войн, не вмешиваясь в ход событий и даже не высказывая по отношению к ним своего отношения. Решения о легитимности или нелегитимности войн принимаются, как правило, уже задним числом той стороной, которая вышла победителем из военного конфликта. Так было после первой мировой войны. Так было в 1945 году, когда союзники организовали в Нюрнберге судебный процесс, на котором было принято решение о нелегитимности войны, и на этом основании были осуждены страна и нацистский режим.
Суждение о легитимности по своей природе субъективно. Мы шокированы войной в Чечне, таким же образом мы реагировали на вторжение советских войск в Афганистан или введение танков в Будапешт и Прагу. Однако Брежнев, равно как и Путин, оправдывали свои действия легитимной обеспокоенностью по поводу опасности, в первом случае - распада советской империи, во втором случае - федерации. Апеллировать к национальным чувствам - самый надежный механизм для придания легитимности войне, которую ведет правительство страны. Такова война США в Ираке, которая, прежде всего, является следствием терактов 11 сентября. И именно потому, что оно подверглись атаке, американское население соглашается с тезисом, который выдвигает администрация США: война в Ираке является легитимным вмешательством, которое защитит Америку от грядущих опасностей. Гете говорил, что он предпочитает несправедливость беспорядку».
В том же номере Le Figaro опубликована статья «Видеокадры, которые разделили Америку». Автор публикации, нью-йоркский обозреватель газеты Гиймет Фор, в частности, отмечает: «Глава оборонного ведомства США Дональд Рамсфелд в ходе интервью на телеканале Си-би-эс отрицал факт исчезновения десятка американских солдат. Однако ведущий программы, не поставив заранее известность своего гостя, показал ему видеокадры, на которых были запечатлены американцы, захваченные в плен иракской стороной. В ответ Рамсфелд заявил, что он не был в курсе происходящего.
Между тем Пентагон призвал телеканалы США показывать в эфире пленных солдат только с затемненными лицами. При этом делалась ссылка на Женевскую конвенцию, защищающую права военнопленных. Телеканалы подчинились воле военного ведомства. Позже видеокадры с пленными вовсе исчезли из эфира, а Пентагон осудил катарский телеканал «Аль-Джазира», который первым показал в эфире эти кадры. Как заявил Дональд Рамсфелд, показ этих видеокадров стал «частью иракской пропаганды». Однако никто в США не задал вопросов по поводу показа всеми телеканалами страны видеокадров, на которых были показаны сдающиеся в плен иракские солдаты.
В памяти каждого американца видеокадры с изображениями трупов американских солдат, которых в 1993 году тащили на улицах Могадишо повстанцы. Вызвав волну протеста американцев, эти кадры вынудили Билла Клинтона вывести войска из Сомали. В связи с этим газета «Нью-Йорк пост» отмечает в своей передовой статье: "Иракские официальные лица совершают ужасную ошибку, если они думают, что изображения мертвых или плененных американских солдат вновь, как в случае с Могадишо, приведет к выводу войск США».