Движение «пацифистов», выступающих против войны в Ираке, оказывает заметное влияние на общественное мнение Франции. Однако известный французский писатель и философ Паскаль Брукнер, настроенный решительно против режима Саддама Хусейна, критикует «пацифистов», расценивая это движение как идеологию «третьего мира». В своем интервью правоцентристской газете Le Figaro он говорит: «Только прибегнув к военной силе можно заставить тиранию раскаяться. Приходит момент, когда население, живущее в условиях тирании, настолько ослаблено диктатурой, что оно не может больше восстать и вправе ожидать помощи извне».
В своем интервью, опубликованном в номере Le Figaro за 25 марта, Паскаль Брукнер объясняет, почему он является сторонником свержения режима Саддама Хусейна. Он, в частности, заявляет: «Я не являюсь ни сторонником войны, ни сторонником Саддама Хусейна. Если можно было бы свергнуть его мирными средствами, я был бы этим восхищен». Однако Брукнер выражает сожаление по поводу того, что «в дебатах внутри Франции по иракской проблеме господствует атмосфера почти советского единогласия, когда все говорят, что война - это высшее зло».
«Все французские деятели интеллигенции, - продолжает писатель, - считают своим долгом взять слово, чтобы подтвердить, что выступают против военной машины Вашингтона. Но к чему приведет такая позиция? Пацифисты выступают за сохранение статуса-кво. Пацифизм - это давний предмет страсти французов. Он может быть живописным, но порой он смехотворен. О чем говорить, когда настроенные против войны манифестанты, скандирующие "Буш и Шарон - убийцы!", запрещают даже произносить имя Саддама Хусейна?».
Отвечая на вопрос Le Figaro о том, может ли успех американской операции в Ираке привести к процветанию региона, Брукнер подчеркивает: «Если руководители Америки хотят демократизировать Ближний Восток, то только потому, что они убеждены в возможности изменить людей. В этом смысле новые консерваторы не являются консервативными. Они революционны. Единственная польза этой позиции состоит в том, чтобы сломать ужасную диктатуру, необходимость чего признают и президент Франции Жак Ширак и глава МИД Доминик де Вильпен, хотя последние не согласны с избранным методом смены режима».
Паскаль Брукнер уверен: весьма иллюзорными являются надежды американских неоконсерваторов на то, что после свержения диктатора "освобожденные" народы заявят о своих дружеских чувствах по отношению к США. «Эти народы, - подчеркивает писатель, - в течение десяти лет испытали все смертельные последствия эмбарго против Ирака. Они также не забыли и того, как Буш-старший предал в 1991 году курдов и иракских шиитов. Буш-старший сначала призвал их восстать против режима, а затем бросил их на произвол судьбы. Тогда лишь французы пришли на помощь курдам, в основном под влиянием Бернара Кушнера (бывшего министра здравоохранения - прим. пер.) и Даниэль Миттеран (вдовы бывшего президента Франции Франсуа Миттерана- прим. пер.)».
Нынешний кризис вокруг Ирака, по мнению Брукнера, продемонстрировал ослабление позиций Европы. Впрочем, по его словам, и в ходе югославского кризиса европейские страны не торопились вмешаться в ход событий. Так было в ходе событий в Сараево в 1995 году. Кризис в Косово в 1999 году, уверен писатель, был урегулирован только благодаря американскому вмешательству. В 1999 году европейские страны настаивали на том, чтобы военные удары НАТО по Сербии и Черногории носили ограниченный характер. Как отмечает Брукнер, в ответ на эти призывы европейцев «американский генерал, ответственный за проведение операции, заявил: «Никогда больше не будет совместной военной операции с такими партнерами».
Имеет ли Франция шанс на укрепление своего имиджа сильной державы? Отвечая на этот вопрос, Паскаль Брукнер подчеркивает: «Франция, с одной стороны, стремится выступать в роли великой державы, но, с другой - она не хочет «пачкать руки». Я очень удивлен позицией Жака Ширака. Он проявляет решительность в решении проблем внутренней безопасности, заявляя, что бандиты и дикари понимают лишь язык силы. В то же время он проявляет излишнюю мягкость при решении международных проблем. В 1948 году Раймон Арон (Раймон Арон / 1905-1983 - известный французский социолог и философ - прим. пер.) заявил, что в мире царит закон джунглей. С тех пор этот закон продолжает действовать. Только прибегнув к военной силе можно заставить тиранию раскаяться. Приходит момент, когда население, живущее в условиях тирании, настолько ослаблено диктатурой, что оно не может больше восстать и вправе ожидать помощи извне».