Москва, 26 марта 2003 года. Вашингтон и Москва обмениваются обвинениями в духе "холодной войны", тем самым вызывая опасения, что недавний дипломатический разлад в связи с возглавляемой США военной акцией против Ирака может превратиться в перманентное отчуждение между двумя ключевыми партнерами по глобальной антитеррористической коалиции.
В конце прошедшей недели Соединенные Штаты обвинили Россию в том, что американские войска в Ираке подвергаются угрозе от систем оружия и военной техники российского производства, которые недавно были поставлены Багдаду российскими компаниями в нарушение санкций Организации Объединенных Наций (ООН).
Как сообщил представитель Кремля по связям с общественностью Алексей Громов, в беседе по телефону в понедельник с президентом США Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) президент России Владимир Путин горячо отрицал предъявленные его стране обвинения и в ответ задал "оставшиеся без ответа подобные вопросы", которые касались аналогичных незаконных поставок Ирану "близкими союзниками США". (Иран является еще одной ближневосточной страной, ставшей яблоком раздора между Россией и Соединенными Штатами. Градом сыплются взаимные упреки по поводу роли российских и западных компаний в оказании Тегерану помощи в разработке его ядерных программ и высказываются подозрения по поводу того, что, быть может, имела место утечка опасных технологий или оборудования.)
В условиях, когда атмосфера американо-российских отношений становится все более прохладной, Москва в связи с полетами американских самолетов-разведчиков U-2 вдоль границ России обвиняет Соединенные Штаты в "возврате к практике 'холодной войны'". В воскресенье Министерство иностранных дел (МИД) России в составленной в жестких выражениях ноте заявило, что во время трех таких полетов над территорией бывшей советской республики Грузия в истекшем месяце, заявленной целью которых было слежение за террористической деятельностью повстанцев из соседней Чечни, фактически осуществлялся шпионаж за Россией.
Хотя обе стороны настаивают, что сформированные после нападений на Америку 11 сентября партнерские отношения в борьбе с терроризмом должны быть сохранены, многие признаки указывают на один их самых глубоких спадов в американо-российском взаимном доверии за многие десятилетия.
На прошлой неделе Государственная Дума Российской Федерации решила отложить на неопределенный срок ратификацию подписанного президентами Бушем-младшим и Путиным в прошлом году Московского договора, который предусматривает глубокие сокращения ядерных арсеналов обеих сторон. Однако Совет Федерации вчера заявил, что продолжит обсуждение этого договора.
"Я не могу припомнить столь острых антиамериканских настроений с 1960-х годов", - говорит Александр Панарин, заведующий кафедрой теоретической политологии Московского государственного университета. Недавние опросы общественного мнения дают основания полагать, что более 90% россиян выступают против военной акции США в Ираке. "В России близятся выборы, и всякий политик должен принимать в расчет взгляды общества", - говорит г-н Панарин.
Некоторые специалисты заявляют, что напряженность может усиливаться по спирали, особенно если США не допустят Москву к участию в предполагаемом послевоенном восстановлении Ирака. Российские нефтяные компании имеют в этом регионе крупные деловые интересы, включая заключенный частично принадлежащей государству российской компанией "Лукойл" контракт стоимостью 20 млрд. долл. США на разработку огромного иракского нефтяного месторождения Западная Курна (West Qurna), который может быть аннулирован будущим правительством в Багдаде.
"Если нас не допустят в Ирак, Россия обозлится, - говорит директор Института актуальных международных проблем при МИД России Евгений Базанов. - Причины этого кроются не столько в экономике, сколько в том, что Россия не может согласиться с тем, что Соединенные Штаты ведут себя так, как если бы они управляли миром".
Многие в Москве испытывают глубокую неуверенность относительно дальнейших намерений США. "Если американцы быстро подавят сопротивление Ирака, не нападут ли они после этого на Иран? - спрашивает Панарин. - У России есть все основания опасаться угрозы для себя". Г-н Базанов тоже высказывает аналогичные опасения: "Если американцы намерены после Ирака заняться новыми целями, это будет очень опасно, - говорит он. - Рано или поздно США должны осознать, что они не могут в одиночку решать проблемы всего мира. Им нужно сотрудничать с ООН, с Россией и с другими странами".
В последние месяцы антагонизм накапливается, поскольку Россия поддержала Францию в ее угрозе применить право вето, чтобы заблокировать любую резолюцию Совета Безопасности (СБ) ООН, разрешающую применение силы против Ирака. Уже после начала войны российская оппозиция ужесточилась. Российский министр иностранных дел Игорь Иванов в субботу предостерег, что Москва заблокирует любые будущие попытки в СБ ООН легитимизировать нападение коалиционных сил во главе с США или установить их контроль над послевоенным Багдадом. "Ираку не нужна демократия, принесенная на крыльях ракет 'Tomahawk'", - сказал г-н Иванов.
Г-н Путин на состоявшейся в прошедшие выходные встрече представителей структур безопасности пожаловался, что возглавляемая Соединенными Штатами война в Ираке угрожает дестабилизировать весь Ближний Восток и распространиться на территорию бывшего Советского Союза. "Война против Ирака чревата непредсказуемыми последствиями, включая усиление мусульманского экстремизма", - сказал он.
Однако конкретные обвинения, которыми сегодня обмениваются стороны, существенно накаляют обстановку. США говорят, что находящиеся в настоящее время в Багдаде технические специалисты московской компании "Авиаконверсия" обучают иракцев пользованию производимыми этой компанией портативными передатчиками радиоэлектронных помех, которые способны глушить или искажать сигналы глобальной спутниковой системы определения координат, используемой для определения местоположения целей в интересах наведения большинства американских управляемых авиационных боеприпасов. Директор компании "Авиаконверсия" Олег Антонов называет американские утверждения "чепухой". Но он добавляет, что Ирак "вполне вероятно, создал подобные устройства сам или закупил их у третьей стороны".
Две другие российские компании подозреваются американцами в том, что недавно поставили в Ирак в значительных количествах противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) "Корнет", управляемые по проводам, и тысячи индивидуальных приборов ночного видения (ПНВ) - что может привести к нейтрализации американского превосходства в возможностях ведения боевых действий ночью. Специалисты по России утверждают, что все три подозреваемые российские компании короткое время занимались бизнесом на Ближнем Востоке, а в числе их клиентов были Объединенные Арабские Эмираты, Сирия, Иордания и Индия.
"Эти американские утверждения имеют под собой почву", -говорит бывший заместитель министра обороны России Виталий Шлыков, являющийся сегодня независимым консультантам по вопросам безопасности. Давно уже не секрет, что в 1990-е годы значительная часть арсенала бывшего Советского Союза попала на международные рынки оружия, отмечает он, однако американские обвинения касаются недавно выпущенного современного российского вооружения. "Фактом является то, что Кремль не способен контролировать ситуацию, а господствующий в российской элите общий климат антиамериканизма, возможно, поощряет некоторых предпринимателей к тому, чтобы рисковать, совершая подобные сделки с Саддамом Хусейном (Saddam Hussein), говорит г-н Шлыков.
Очень многое, возможно, будет зависеть от того, удастся ли возглавляемым США коалиционным силам быстро свергнуть иракского лидера Саддама Хусейна, а также от того, окажется ли победоносный Вашингтон великодушным к тем странам, которые выступали против нападения на Ирак. "Этот разрыв не обязательно станет перманентным, - говорит г-н Базанов. - США и Россия сильно нуждаются друг в друге по целому ряду причин. Будем надеяться, что после этого все придут в себя и вернутся к совместной работе над разрешением проблем".