Началась война, которую долго планировали и так страстно желали. Несмотря на возражения и предупреждения Организации Объединенных Наций, мощнейшей военной машине был отдан приказ о нанесении превентивного удара, нарушающего все Права Человека. Было выказано пренебрежение к возможности обсуждения этого вопроса на заседании Совета Безопасности ООН, выставленного на посмешище и названного незначительным. И вот, начиная с 20 марта 2003 года, свою волю нам навязывает сильнейший. Заручившись поддержкой других для совершения несправедливости, сильнейший может покупать и вознаграждать тех, кто подобно ему хочет войны, и презирать и даже наказывать тех, кто выступает против нее. И слова нынешнего президента Соединенных Штатов: «Кто не с нами, тот против нас» в своей древней варварской правоте отражают все происходящее сегодня. И потому не удивительно, что речь нападающего с каждым разом становится все больше похожа на речь его противника.
Религиозный фундаментализм обеих сторон позволяет им злоупотреблять понятием «Бог» любой из религий: в соответствии с собственной фанатичной интерпретацией они берут этого «Бога» в заложники. Даже страстные призывы Папы Римского, которому прекрасно известно к скольким бедам может привести участие в крестовых походах, оказались бесполезны. Сегодня перед нами - не только разобщенными и бессильными, но и раздраженными - открывается картина морального упадка единственной правящей мировой державы, и мы подозреваем, что это организованное сумасшествие приведет к одному неоспоримому последствию: росту терроризма, насилия и насилия, противостоящего насилию.
Это по-прежнему те самые Соединенные Штаты, о которых у многих из нас сохранились столь хорошие воспоминания? Щедрые дарители Плана Маршалла? Благородные учителя, обучавшие нас демократии? Выступавшие с искренней критикой в свой же адрес? Та самая страна, что в прежние времена помогла европейскому Просвещению преодолеть колониальное господство, создала для себя Конституцию, ставшую для всех эталоном, и провозгласила свободу слова как одно из основных неоспоримых прав человека?
Нет, мы лишь видели, как на наших глазах это представление о Соединенных Штатах становилось с каждым готом все иллюзорнее, бледнее, чтобы превратиться, наконец, в искаженное отображение самого себя. И не только мы, но и многие американцы, которые любят свою страну, испытывают ужас, наблюдая как разрушаются их ценности и как правящих ими властителей обуяла гордыня. И я разделяю их взгляды. Я такой же, как и они убежденный про-американец. И вместе с ними я протестую против жесточайшим образом проводимой несправедливой политики сильнейшего, против ограничения свободы слова, против такой информационной политики, которая практикуется лишь в тоталитарных государствах, и против любых циничных расчетов, согласно которым смерть тысяч женщин и детей считается приемлемой, если речь идет о защите экономических и политических интересов.
Удар по имиджу Соединенных Штатов наносит вовсе не антиамериканизм, не диктатор Саддам Хусейн и его практически безоружная страна. Самой мощной державе на планете угрожают президент Буш (Bush) и его правительство. Именно они стремятся уничтожить все демократические ценности, наносят вред своей стране, не обращают внимания на ООН и сегодня, развязав против воли международного сообщества эту войну, они подталкивают весь мир к кошмару.
Нам, немцам, часто задают вопрос, гордимся ли мы своей страной. Ответить на него не просто. И причины для наших колебаний тоже есть. Я лишь могу сказать, что отказ от участия в превентивной войне, с которым сегодня выступает большинство граждан моей страны, заставил меня в какой-то степени начать гордиться Германией. После двух мировых войн, имевших страшные последствия, за которые нам необходимо отвечать, мы усвоили нелегкий урок, данный нам Историей.
В 1990 году Федеративная Республика Германия стала суверенным государством. И впервые наше правительство воспользовалось этим суверенитетом и нашло в себе мужество противостоять могучим союзникам, не давая Германии повести себя незрело. Я благодарен федеральному канцлеру Герхарду Шредеру (Gerhard Schroeder) и министру иностранных дел Йошке Фишеру (Joschka Fisher), которые, несмотря на поток обвинений и клеветы, как у себя дома, так и за пределами страны, оправдали оказанное им доверие.
Вполне возможно, что сегодня многие чувствуют себя потерянными. И причины такого настроения очевидны. И, тем не менее, мы должны сделать все возможное, чтобы наше нет войне и да миру не погасли. Что произошло? Камень, который мы с вами пытались вкатить на гору, вновь оказался у подножия горы. Но мы вновь вкатим его на самую вершину, хотя нам и будет казаться, что как только мы ее достигнем, камень вновь покатится вниз. Это, по меньшей мере, будет наше бесконечное выражение протеста и сопротивления, которое есть и останется по силам человеку.