28 марта 2003 года. Вчера президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) во время пресс-конференции с премьер-министром Великобритании Тони Блэром (Tony Blair) повторил свое обещание, что у Организации Объединенных Наций (ООН) будет роль в послевоенном Ираке. Но далеко не ясно, что администрация США готова разрешить ООН делать нечто большее, чем выделять деньги и проштамповывать диктаты Вашингтона. Администрация Буша-младшего начала эту войну при слабой поддержке мирового сообщества. Наилучшая и, быть может, единственная возможность оставить Ирак с демократической политической структурой - сделать его восстановление международным делом.
Г-н Блэр, который так сильно рисковал, чтобы стать партнером г-на Буша-младшего по этому вторжению, энергично выступает за международный подход к послевоенной реконструкции Ирака.
Соглашаясь на центральную роль ООН, Вашингтон может начать залечивать трансатлантический раскол и восстанавливать некоторую часть авторитета ООН, столь нужного для будущих кризисов. Он может также облегчить поток гуманитарной помощи иракским гражданам и противодействовать представлениям, что Соединенные Штаты намерены взять на себя старую колониальную роль Европы на Ближнем Востоке.
Как показала прошедшая неделя, многие в Ираке и за его пределами не воспринимают американские и английские войска как армию освободителей. Это не удивительно, принимая во внимание долгую историю западных интервенций и колониализма в арабском мире. Для Вашингтона недостаточно объявить, что его намерения являются альтруистическими. Он должен это продемонстрировать скептическому миру.
Как бы удачно ни складывалась эта война, уже сейчас ясно, что в иракском народе есть очень много такого, чего Соединенные Штаты не понимают. Как только война закончится, Соединенным Штатам нужно будет уйти из центра власти в Багдаде так, чтобы власть не оказалась в руках нового диктатора. В этом может помочь передача ООН лидирующей роли в послевоенной администрации страны. ООН следует стать общим гарантом иракского суверенитета в период, предшествующий тому моменту, когда сами иракцы снова возьмут власть в свои руки. В этой структуре Вашингтону следует сохранять контроль над теми районами, которые влияют на безопасность американских войск.
Наиболее остро необходимо, чтобы ООН возобновила свою программу "Нефть в обмен на продовольствие", которая до вторжения коалиционных войск была главным механизмом распределения основных товаров среди иракского населения. Чиновники ООН, осуществлявшие руководство этой программой, были эвакуированы из Ирака, когда началась война. Многие из них могли бы возвратиться, как только Совет Безопасности (СБ) примет новую резолюцию относительно их деятельности в условиях военного времени. Генеральный секретарь ООН должен также возобновить контракты, чтобы иракцы могли получить продовольствие, которое им крайне необходимо.
Тот факт, что СБ не сумел принять решения по поводу восстановления программы "Нефть в обмен на продовольствие", в большой мере свидетельствует о существовании напряженности и дурных предчувствий по поводу ситуации в Ираке. Но вчерашняя новость, что члены СБ близки к согласию, стала хорошим признаком. Как только возобновятся поставки гуманитарной помощи, наступит очередь администрации Буша-младшего начинать делать уступки.