Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пора Америке применить в Ираке опыт, полученный в Афганистане

В истории новейших международных отношений было мало событий, так поразительно отличающихся друг от друга, как операции Америки и Великобритании в Афганистане и в Ираке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несомненно, союзники одержат победу в Ираке, однако цена запоздалого успеха может стать огромной. И это может разрушить многие связи, которые объединяли мир после окончания "холодной войны". Однако, что более важно, это может понизить готовность мира к сотрудничеству в борьбе против терроризма. После Ирака заботы Америки и ее войны будут восприниматься не как заботы и войны всего мира, а как стремление США к господству и созданию империи.

После террористических атак 11 сентября 2001 года та же самая администрация Буша, которая с такой неохотой выносила на повестку дня ООН вопрос об Ираке, создала при участии ООН самую превосходную коалицию, из когда-либо существовавших в мире, для борьбы с режимом движения "Талибан". Весь мир был убежден, что администрация движется по направлению к мультилатерализму, и поэтому мир с готовностью откликнулся на просьбу о помощи.

Военные подразделения из более чем 20-ти стран участвовали в возглавляемой Америкой кампании, в результате которой режим талибов был отлучен от власти. Совет Безопасности ООН полностью одобрил ту войну, и, несмотря на гибель от 3000 до 8000 мирных жителей от бомбардировок, афганцы с радостью встретили свое освобождение.

Еще тридцать стран принимали участие в деятельности Международных сил по обеспечению мира, которые поддерживали мир в Кабуле после окончания войны. Многие европейские страны, особенно Великобритания, Германия и Франция, принимали участие и в боевых операциях, и в миротворческой деятельности.

Завершение войны в Афганистане ознаменовалось дальнейшим международным сотрудничеством в ходе формирования нового афганского правительства. На проходившей в Бонне в декабре 2001 года конференции Америка призвала ООН возглавить этот процесс, вовлекла в него таких своих непримиримых врагов, как Иран, чтобы никто потом не жаловался на то, что остался в стороне, и позволила всем афганским силам, за исключением "Талибана", участвовать в этом процессе.

В результате появилось правительство, возглавляемое Хамидом Карзаем (Hamid Karzai), которое было поддержано всеми афганскими группировками, международным сообществом и, что более важно, соседями Афганистана, которые дали понять, что они прекратят вмешиваться во внутренние дела этой страны.

На конференции, посвященной восстановлению Афганистана, более чем сто стран пообещали выделить 4,5 миллиарда долларов США на следующие два года. Это был момент невиданной ранее надежды и международной сплоченности - и это стало возможным благодаря тому, что Америка и Великобритания были уверены, что афганское правительство не должно иметь штамп "Made In America", а должно быть одобренным в мире и самом Афганистане.

Сравните эту ситуацию с Ираком. Иракские изгнанники и оппозиционные силы, в том числе и курды, практически не задействованы в возглавляемых американцами военных действиях, хотя им и была обещана некоторая роль, и их к этому готовили. В Ираке у союзников нет таких помощников, какие были в Афганистане в лице "Северного альянса".

Ряд иракских изгнанников, контролируемых ЦРУ, ожидают момента, когда им позволят взять власть в Багдаде - и, предполагается, что они будут работать параллельно с американским генералом, который и будет де-факто управлять страной. Большинство европейских стран и весь исламский мир считают эту ситуацию неприемлемой, и это стало основным яблоком раздора между американцами и англичанами, пусть даже они и идут на Багдад вместе.

Америка не смогла представить четкий план того, каким она видит Ирак после войны, более того, в администрации имеются серьезные расхождения по этому вопросу. Поэтому неудивительно, что иракцы предпочитают сражаться, а не сдаваться на волю неизвестного будущего.

Соединенные Штаты не провели консультаций ни с одной из соседствующих с Ираком арабских стран, и поэтому эти страны теперь готовят своих кандидатов для замены иракского руководства. Турция и Иран уже игнорируют призывы Америки не вмешиваться в этот процесс.

Иордания, Сирия и даже Саудовская Аравия могут стать следующими. Тем временем администрация Буша не дает никаких гарантий того, что Израиль не будет участвовать в конфликте - что является ключевым вопросом для арабского мира и для того, чтобы свержение Саддама Хусейна (Saddam Hussein) не превратилось в арабо-израильский конфликт, которого ждут не дождутся исламские экстремисты.

Не предпринимается никаких усилий для того, чтобы собрать новую международную коалицию в рамках ООН, которая могла бы одобрить приход к власти в Багдаде нового правительства. Если это когда-нибудь произойдет, то в эту коалицию должны будут войти все соседствующие с Ираком страны, в том числе и Израиль.

Еще меньше ясности существует в вопросе о том, кто будет восстанавливать Ирак, и как это будет происходить, хотя некоторые американские компании, судя по всему, уже получили контракты на начальные работы, такие как, например, восстановление нефтяных месторождений.

Такое покровительство и отсутствие прозрачности могут стать одним их крупнейших скандалов этой войны, а недостаточное международное сотрудничество может привести к тому, что гуманитарная помощь, в которой иракцы отчаянно нуждаются, может быть предоставлена в недостаточном объеме.

Американские и английские вооруженные силы имеют ограниченные и недолгосрочные возможности по предоставлению гуманитарной помощи. Разногласия между США и Францией, отсутствие в ООН согласия по вопросу, кто же должен осуществлять контроль над программой "Нефть в обмен за продовольствие", могут привести к тому, что ООН - единственная организация, обладающая разветвленной инфраструктурой внутри страны для распределения помощи - будет парализована.

В рамках Всемирной продовольственной программы ООН в ходе войны в Афганистан было поставлено больше пшеницы, чем за весь период правления талибов. Деньги на эту программу поступали главным образом от Вашингтона.

Во время войны в Афганистане власти Великобритании способствовали тому, чтобы США шли дорогой мультилатерализма. Американцы пользовались опытом Англии, полученным ею в Афганистане, разведслужба "Ми-6" имела осведомителей в "Талибане", в то время как ЦРУ потеряло свои связи там годами раньше.

Положение Великобритании в США и во всем мире было таково, что она могла обеспечить Государственному департаменту поддержку Сирии и Ирана. Несомненно, Тони Блэр (Tony Blair) мог бы добиться таких же успехов и в Ираке, однако он слишком рано подписался под планом смены режима, полностью его поддерживая и не ставя его под вопрос.

Несомненно, союзники одержат победу в Ираке, однако цена запоздалого успеха может стать огромной. И это может разрушить многие связи, которые объединяли мир после окончания "холодной войны".

Однако, что более важно, это может понизить готовность мира к сотрудничеству в борьбе против терроризма. После Ирака заботы Америки и ее войны будут восприниматься не как заботы и войны всего мира, а как стремление США к господству и созданию империи.

Да, после войны в Афганистане был проделан весьма долгий путь.