Мы не можем знать, насколько глубокими станут расхождения между США и некоторыми их союзниками к тому времени, как война в Ираке закончится. Возможно, относительно быстрая победа американцев позволит разыграть сценарий, по которому все помирятся, и Франция, Германия, Россия и Китай поспешат присоединиться к процессу послевоенного обустройства Ирака. Однако более вероятно, что, независимо от исхода военного конфликта, напряжение между союзниками распространится далеко за пределы «иракского вопроса».
Оно отразит, к примеру, глубокое недовольство иностранных держав тем, что многие считают наглым односторонним поведением США в мире. Такие противоречия легко могут сказаться на международном сотрудничестве в торговле и финансах, повсеместно нанести удар по экономическому росту. И понятно, что сейчас делаются настоятельные попытки предотвратить такое развитие событий. Президент Буш должен для этого предложить своим партнерам по «большой восьмерке» (G-7 плюс Россия) собрать министров финансов и управляющих центральными банками для консультаций о послевоенной кооперации.
Эта встреча должна значительно отличаться от подобных сборищ на том же уровне, на которых ничего никогда не доводилось до конца. Отчаянная ситуация в Совете безопасности ООН и война в Ираке привели нас к поворотному пункту будущего многостороннего сотрудничества, и министры G-8 должны получить от своих боссов мандат на демонстрацию того, что Западный мир и Японию объединяет гораздо больше факторов, чем разъединяет.
Выбрать оптимальное время для встречи министров и банкиров, очевидно, - дело тонкое. И проблема не только в том, что идет война - гораздо более тяжелая, чем изначально предполагали в Вашингтоне - а еще и в сильной неприязни между Вашингтоном и Парижем, Берлином и Москвой. И все равно есть смысл собрать встречу как можно раньше, до того, как политические барьеры станут более внушительными. На самом деле, ежегодную плановую встречу глав государств G-8, намеченную по плану на середину июня, следует передвинуть на конец апреля. Во время Второй мировой войны, когда безопасности США угрожали агрессоры гораздо более могущественные, чем Саддам Хусейн, президент Франклин Д. Рузвельт все же нашел время организовать обсуждение важнейших аспектов создания послевоенной глобальной экономической системы. Президент Джордж Буш должен последовать примеру Ф.Д.Р.
«Большая восьмерка» должна договориться по четырем ключевым вопросам. Во-первых, подтвердить, что настало время углубить экономическое сотрудничество между ведущими мировыми державами. Это не пустая риторика: глобальная структура торговли и финансов основывалась до сих пор на всеобщем представлении о том, что мировая экономика должна быть организована по принципам американского капитализма и возглавляться Дядей Сэмом. Такой подход не может больше считаться очевидным на фоне широкомасштабного международного возмущения внешней политикой США и вероятности того, что подобное желчное отношение сохранится и вне «иракского вопроса».
Во-вторых, «восьмерке» нужен запасной план на случай, если война или ее последствия принесут неожиданности, и рынки поддадутся панике, или на случай террористической атаки, которая нанесет сильный урон мировой финансовой системе. "Большая восьмерка" должна договориться о совместных действиях на случай, если будет нанесен ущерб мировым запасам нефти. Она должна заключить пакт, благодаря которому можно было бы избежать уродливого противостояния при дележе иракских нефтяных контрактов. Она нуждается в координированной стратегии для восстановления разрушенного войной Ирака, в том числе в соглашении о роли в этом процессе ООН. Нужно также составить планы созыва где-нибудь на Ближнем Востоке конференции по восстановлению, на которую соберутся лидеры мирового бизнеса.
Третье необходимое для G-8 соглашение должно касаться предотвращения новой глобальной экономической рецессии. Избыточные мощности, малые капиталовложения, снижение потребительского доверия и вялые фондовые рынки - со всем этим надо что-то делать, несмотря на геополитическую напряженность. Экономическая политика в каждой из ключевых держав ведет ее в неверном направлении, и все глобальные прогнозы сулят экономический спад. Вашингтонский пакет краткосрочных стимулов не годится, и в любом случае он будет урезан на уровне штатов. Японская экономика опять в упадке. Германию ожидает банковский кризис и, возможно, застой. «Большая восьмерка» нуждается в скоординированной стратегии роста.
Четвертая срочная задача G-8 - найти срочные меры, которые позволят избежать провала глобальных торговых переговоров в Дохе. Движение к либерализации сельского хозяйства застопорилось. Сильнейшие торговые разногласия между США и ЕС - по поводу отказа Европы импортировать генетически измененные продукты питания и американских субсидий их экспортерам - могут отбросить мировое торговое сотрудничество на годы назад. США и Европа должны приложить большие усилия, чтобы шире открыть свои рынки текстилю и продовольствию из развивающихся стран, чтобы предоставить им большую долю в мировой экономике и сократить бедность.
Может ли война в стране с валовым внутренним продуктом меньшим, чем у большинства американских штатов, разорвать ткань мирового экономического сотрудничества? Глядя на то, что произошло с НАТО и ООН за месяцы, предшествовавшие иракской войне, нельзя сбрасывать со счетов такую возможность. Никогда еще многосторонняя экономическая дипломатия не была так важна.