«Президент Буш в своем выступлении проявил внимание к иракскому народу, которому предстоит «стать свидетелем честной и почетной миссии американской армии», - отмечает в своем комментарии в газете Le Figaro профессор Университета имени Робера Шумана (Страсбург) Мишель Матьен. Однако, отмечает автор, эти слова произносятся в момент, когда американские «самолеты B-52 сбрасывают бомбы на пятимиллионный Багдад», что «напоминает практику «ковровых» бомбардировок и применения напалма, а также других видов «оружия массового уничтожения». Мишель Матьен задает вопросы, на которые пока не знает ответа: «Не приведет ли падение режима Саддама к усилению недоброжелательности по отношению к "освободителям"? Смогут ли США вернуться в правовое пространство? Не превратится ли ООН в «совещательную палату» и мирового координатора по осуществлению гуманитарной миссии?»
В комментарии Мишеля Матьена под заголовком «Синдром «черного Ястреба», опубликованном в номере Le Figaro за 28 марта, в частности, отмечается: «Дорогостоящий голливудский проект Ридли Скотта (Ridley Scott), реализованный сразу после терактов 11 сентября 2001, несет в себе все черты и символы, подчеркивающие все опасности военной операции в Ираке. В основе фильма «Черный Ястреб» - трагический эпизод американского вмешательства в ходе гражданской войны в Сомали. Сценарий построен на провале боевой операции группы «рейнджеров», которая в 1993 году должна была захватить в отеле Могадишо двух лейтенантов сомалийского военачальника. В ходе неудачной операции 18 американских солдат погибли, впоследствии они превратились в героев. Однако видеокадры, на которых толпа уродовала трупы американских солдат, вызвали у американских руководителей «вьетнамский синдром». США тогда приняли решение о выводе 20-тысячного контингента из Сомали.
Братство по оружию - такова основная идея голливудского фильма, где показана катастрофа боевого вертолета «Черный Ястреб» (Black Hawk). Вице-президент США Дик Чейни и министр обороны Дональд Рамсфелд были на премьере фильма. Видеокассета фильма была отправлена во всех американские войсковые соединения, дислоцированные за границей. Сценарий киноверсии приобретает особую актуальность в связи со вступлением в Ирак американских и английских войск, а также в связи с речами высшего командования США. Так, президент Буш в своем выступлении проявил внимание к иракскому народу, которому предстоит «стать свидетелем честной и почетной миссии американской армии». И уточнил: «Силы коалиции приложат все возможные усилия для того, чтобы невинное гражданское население не пострадало. Теперь, когда конфликт начался, единственный способ ускорить его завершение заключается в том, чтобы применить решающую силу».
Первые неудачи «коалиции» и замедление хода операции, уже стали очевидны. Невозможно предсказать, когда и как война закончится. Для военных главная цель - победа. В Ираке, как и в минувших конфликтах, города ставят перед ними трудную задачу. Война в Могадишо или осада Сараево напоминают нам о том, что городские зоны не выгодны для целенаправленного воздушного вмешательства и для наземных маневров. После каждого "промаха", допущенного в ходе воздушных рейдов НАТО в Сербии в 1999 году и приводившего к гибели мирных жителей, в Европе раздавались протесты. И, несмотря на дебаты, сухопутные войска НАТО так и не были введены для ведения войны против сербской армии.
У американцев нет европейской культуры войн. В ходе недолгой истории своей "нации" первые колонисты должны были реагировать на угрозу полного вытеснения с неизвестных и бесконечных территорий. Со временем они развили в себе навыки обороны, основанной одновременно на изучении передовых методов и на сохранении своих войск. В этом духе они действовали в ходе первой мировой войны. В начале 2003 года немецкие СМИ случайно обнаружили документы, которые доказывают, что воздушные бомбардировки, осуществленные англо-американцами в феврале 1945 года и приведшие к сотням тысяч жертв, не были вызваны военной необходимостью и были бесполезны. Иллюстрацию можно продолжить, напомнив о военных конфликтах второй половины 20 века, в частности, о войне во Вьетнаме. Самолеты B-52, которые сегодня сбрасывают бомбы на пятимиллионный Багдад, что напоминает практику «ковровых» бомбардировок и использования напалма, а также других видов «оружия массового уничтожения».
Распад СССР не привел к сокращению поисков новых технологий вооружения, а события 11 сентября придали новый динамизм разработкам в оборонной сфере США. В наши дни, «первая армия мира» превосходит все европейские армии по способности действовать во всемирном масштабе и по материально-техническому потенциалу. Однако возникают закономерные вопросы. Заставит ли победа США над Ираком забыть о том, в каких условиях была применена сила? Не приведет ли падение режима Саддама к усилению недоброжелательности по отношению к "освободителям"? Смогут ли США вернуться в правовое пространство? Не превратится ли ООН в «совещательную палату» и мирового координатора по осуществлению гуманитарной миссии перед лицом сверхдержавы, действующей в соответствии со своими собственными нормами и целями?»
Мишель Матьен - профессор связи и информатики в Университете имени Робера Шумана (Страсбург), выпускник Центра высших исследований по обороне. Автор целого ряда политологических исследований. Последняя книга Матьена - «Информация в вооруженных конфликтах: от войны в Заливе до Косово», Париж, 2001, издательство Harmattan.