Во вторник утром, когда находящийся в изгнании российский миллиардер Борис Березовский впервые появится в облицованном дубом зале Лондонского магистратского суда на Боу-стрит, по соседству, в Вестминстере, под фанфары откроется Российский экономический форум. Эти два события, которые совпали совершенно случайно, очень наглядно показывают два противоречивых образа России на международной деловой арене.
Г-ну Березовскому грозит экстрадиция в Россию, где он обвиняется в уклонении от уплаты налогов одной из его компаний на сумму 1,9 миллиарда долларов. На прошлой неделе английская полиция, действуя на основании сделанного российской стороной в ноябре 2002 года запроса, арестовала его в Лондоне, где он проживает последние три года в добровольной ссылке. В настоящее время он хочет получить вид на постоянное место жительства в Великобритании.
В то время, когда выпущенный на свободу под залог г-н Березовский начнет обещающую быть очень долгой борьбу против своей экстрадиции, в Вестминстерском конгресс-центре имени королевы Елизаветы представители нового поколения ведущих бизнесменов России будут пытаться убедить своих западных коллег в том, что дни олигархов закончились, и что Россия теперь является хорошим местом для ведения бизнеса. Им предстоит тяжелая работа.
Правительство президента Путина несомненно будет утверждать, что усилия России по репатриации видного олигарха Бориса Березовского свидетельствуют о серьезности намерений властей почистить российскую деловую среду. Однако г-н Березовский будет в этот день отвергать обвинения в коррупции, заявляя, что его экстрадиция имеет политические мотивы, и что президент Путин, бывший глава КГБ, хочет заставить его замолчать.
Г-н Березовский является единственным ребенком строителя и медсестры. Его богатство уходит корнями в компанию "Логоваз", основанную в 1989 году для продажи россиянам дешевых автомобилей. Позднее он создал медиа-империю и завязал близкие взаимоотношения с Борисом Ельциным, бывшим тогда президентом России.
Даже для олигархов бизнес в России может быть рискованным. 7 июня 1994 года г-н Березовский вышел из своего офиса и сел на заднее сидение автомобиля "Мерседес". Когда машина тронулась, рядом прогремел сильный взрыв. Водитель Березовского погиб. Осколок выбил глаз его телохранителю. Ожоги Березовского зажили только после месяцев интенсивного лечения в швейцарской клинике.
В то время Москва не была безопасным местом для бизнесменов. Борьба за раздел богатств, оставшихся после Советского Союза, развернулась со всей жестокостью, сделав город похожим на Чикаго 1920-х годов.
Не встречая препятствий на своем пути, г-н Березовский собрал портфель, в который входили акции нефтяных и алюминиевых компаний, газет и телевизионных каналов. Он был настолько влиятелен, что получил приглашение встретиться с Рупертом Мердоком (Rupert Murdoch) на его яхте.
Несмотря на то, что это именно он организовал избирательную кампанию, которая привела г-на Путина к власти в 2000 году, новый президент, желающий дистанцировать российскую политику и большой бизнес, быстро осадил Березовского.
По мере того, как отношения между ними ухудшались, Березовский, который пережил гангстерские войны, решил, что следует избегать ненужного риска, и покинул родную страну. Однако и на Западе он продолжает оставаться источником постоянного раздражения для г-на Путина.
Борьба с г-ном Березовским является лишь одной причиной, по которой г-ну Путину предстоит приложить много усилий, чтобы убедить международное бизнес-сообщество в том, что Россия открыла новую страницу своей истории. В последнем проведенном компанией "Transparency International" обзоре, посвященном вопросам взяточничества, Россия была названа самой коррумпированной страной из крупнейших торговых держав мира. Кроме того, российские компании по сравнению с другими компаниями из развивающихся стран, чаще прибегают к использованию взяток.
Согласно результатам исследования, проведенного фондом "Индем", российские бизнесмены за год потратили больше 30 миллиардов долларов на взятки, что примерно равно доходам государственного бюджета за 2002 год или одному проценту внутреннего валового продукта всей страны. Все это не идет на пользу усилиям г-на Путина сравнять Россию с Китаем по объему иностранных инвестиций. В 2000 году Россия получила только 4,43 миллиарда долларов по сравнению с 48 миллиардами, полученными Китаем. По оценкам компании "PricewaterhouseCoopers", инвестиции могли бы быть на 10 миллиардов долларов больше, если бы репутация России не была ухудшена коррупцией и низким уровнем корпоративного управления.
В этой связи г-н Путин и его правительство безустанно работают над решением проблемы. На прошедшей на прошлой неделе в Лондоне конференции по корпоративному управлению, организованной ведущей лондонской PR-компанией "Brunswick", Александр Арифулин, заместитель председателя российского Арбитражного суда, убеждал делегатов в том, что российские суды не будут отдавать предпочтения ни государству, ни российским компаниям в спорах с западными компаниями. Ранее западный бизнес считал этот вопрос одним из самых проблемных.
На той же самой конференции эксперты консалтинговых компаний "SRU" и "Expert Information Group" пришли к выводу, что Россию до сих пор считают приграничным государством "Дикого Запада". Более того, по мнению управляющего директора компании "SRU" Питера Уоллиса (Peter Wallis), после дефолта 1998 года Россия так и продолжает оставаться "за пределами инвестиционной карты". Опрос тридцати ведущих бизнесменов и финансистов показал, что Россия находится в самом низу списка стран, привлекательных для иностранных инвестиций. Как сказал руководитель одного из американских фондов: "Зачем напрямую вкладывать деньги в проблемные страны, как, например, Россия, если есть возможность инвестировать в компанию "Procter & Gamble", которая ведет операции по всему миру, и вы знаете, что она делает?"
Для улучшения инвестиционного климата в России Япония и Европейский банк реконструкции и развития финансируют совместный проект по разработке корпоративного кодекса поведения, который направлен на решение таких проблем, как разворовывание фондов, формирование отпускных цен и "размыв" акций.
По оценкам московской брокерской фирмы "Тройка-Диалог", репутация России как страны, в которой руководители компаний постоянно нарушают права миноритарных акционеров, обесценивает рынок акций примерно на 45 миллиардов долларов в год.
Однако о некоторых переменах все же можно говорить. Так компания "BP" вложила семь миллиардов долларов в нефтяную компанию, созданную совместно с "ТНК", третьим по величине производителем нефти в России. Важно то, что, несмотря на равные доли во владении новой компанией, контроль над ее управлением остается за "ВР". Корпорация "Shell" также приценивается к российским нефтяным компаниям и не собирается быть последней на рынке. Российская фирма "Hermitage Capital" готовит новый отчет по крупнейшему газовому концерну "Газпром", стремящемуся улучшить корпоративное управление и повысить свою прозрачность.
Однако из-за того, что слушание дела г-на Березовского может еще на месяцы заставить потенциальных инвесторов думать о России как о коррумпированном государстве, поток инвестиций в путинскую новую Россию может остаться слабым.