31 марта 2003 года. На прошлой неделе в Лондоне российский миллиардер Борис Березовский - после более чем 2-летнего пребывания в добровольном изгнании - был, наконец, арестован британской полицией. Г-ну Березовскому грозит экстрадиция в Россию по обвинению в том, что в период 1994-1995 годов он и один из его коллег мошенническим путем отняли у российской региональной администрации 60 млрд. руб. (что в то время примерно соответствовало сумме в 15 млн. долл. США).
Г-н Березовский был влиятельным членом "внутреннего круга" тогдашнего российского президента Бориса Ельцина и одним из самых могущественных и одиозных "олигархов" - десятка бизнесменов, которые после распада Советского Союза накопили огромные богатства. Но Владимир Путин, став президентом России, повел борьбу с коррупцией и начал преследовать людей, подобных г-ну Березовскому.
Г-н Березовский - первое слушание в лондонском суде дела об экстрадиции которого назначено на ближайшую среду - не делает секрета из своей нелюбви к российскому президенту Владимиру Путину, заявляя, что это путинский способ расправляться с людьми за критику. Отпущенный на прошлой неделе под залог, г-н Березовский разговаривал по телефону с репортером журнала "NEWSWEEK" Евой Конант (Eve Conant). Ниже следуют отрывки из интервью с ним:
Вопрос: Вы долгие годы не в ладах с российскими властями. Почему запрос о Вашей экстрадиции пришел лишь сейчас?
Ответ: Это лишь одна из сторон длинной истории. На каждый мой выпад против российских официальных лиц следует немедленная реакция. Когда (в 2000 году) по ОРТ (телевизионный канал, когда-то контролировавшийся г-ном Березовским) были показаны кадры, на которых был запечатлен отдыхающий на Черноморском побережье Путин, в то время как жены и матери членов экипажа затонувшей подводной лодки "Курск" оплакивали своих близких, Путин распорядился вновь открыть производство по старому делу против меня. Когда я начал расследование взрывов жилых домов в 1999 году, которые помогли администрации начать войну в Чечне, они открыли производство по второму делу против меня. Позже я начал изучать вопрос захвата заложников (в московском театре), и тогда власти послали запрос о моей экстрадиции.
Вопрос: Вы утверждаете, что это дело политическое. Как это понимать?
Ответ: Позднее в этом году в России будут проводиться парламентские выборы. Я представляю для Кремля уникальную ситуацию. Я пытаюсь создать оппозиционную партию и являюсь единственной в России персоной, которая способна финансировать подобную вещь. Все остальные, у кого есть деньги, зависят от Кремля. Я думаю, власти хотят послать сообщение, что Березовский - уголовный преступник и больше не игрок на политической арене.
Вопрос: Обвинения в мошенничестве против Вас серьезные?
Ответ: Эта сделка была совершенно прозрачной и получила одобрение парламента Самарской области и чиновников из различных министерств. Это была типичная бартерная сделка. Почти все российские компании в середине 1990-х годов действовали подобным образом.
Вопрос: Вас считали одним из российских олигархов. Как Вы относитесь к такому имиджу?
Ответ: В действительности весь этот вопрос об олигархах описывают шиворот-навыворот. До 1995 года я занимался бизнесом, затем я решил пойти в политику. Это типично для Соединенных Штатов. Возьмите, к примеру, Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) или Дика Чейни (Dick Cheney). В этом нет ничего необычного, но россияне к такому повороту дел не были привычны. Я думаю, это хорошо, что люди, которые по-настоящему понимают значение слов "экономика" и "бизнес", участвуют в российской политике.
Вопрос: Преуспел ли г-н Путин в своей борьбе с коррупцией?
Ответ: Нет. Коррупция растет и стала больше, чем во времена Ельцина.
Вопрос: Вы сказали, что г-н Путин манипулирует средствами массовой информации (СМИ). Другие обвиняют Вас в том же самом. Так кто же истинный манипулятор?
Ответ: Это очень сложная PR-игра. Эту игру используют как против меня, так и против Владимира Гусинского (другого российского бизнесмена, который несколько лет назад владел медиа-империей), потому что мы сражались против государственной машины. Теперь государство выпускает пропаганду и ничего больше. Мотивы, в соответствии с которыми государство начало борьбу против нас, очевидны: мы контролировали СМИ, а Путин хотел ограничить свободу слова.
Вопрос: Против чего борется Ваша оппозиционная партия?
Ответ: Сейчас главные для российских властей проблемы - выборы и контроль над прессой. Они хотят получить в парламенте конституционное большинство, чтобы увеличить срок пребывания во власти президента до 7 лет, объединить регионы, чтобы было проще их контролировать, и сделать так, чтобы губернаторов не выбирали, а назначали сверху. Они хотят уничтожить все демократические институты, которые были созданы Ельциным.
Вопрос: Говорят, что Вы были очень близки к ельцинскому "внутреннему кругу"?
Ответ: Ельцин и я никогда не были друзьями. Я никогда не делал попыток подружиться с ним, я просто хотел быть полезным в его реформах. Мы не были близки, но он отлично понимал меня, а я понимал его. Мы не были "семьей", как говорили в народе, и я никогда не был допущен к его личной жизни.
Вопрос: Вы сейчас поддерживаете с ним отношения?
Ответ: Нет. Но я ежегодно 1 февраля поздравляю его телеграммой с днем рождения.
Вопрос: А он присылает Вам ежегодные поздравительные открытки?
Ответ: Никогда.