Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Курды: подспудная борьба за свободу

Чтобы не отпугнуть США, громко об этом они больше не говорят

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Курдам кажется, что их широко известное пресловутое стремление к свободе - дело проигранное. Если речь заходит о будущем, будь то политик, руководитель милиции или человек с улицы - все на курдском Севере требуют лишь создания «федеративного государства в существующих границах Ирака». Говорить о независимом государстве курдов - причине восстаний в Ираке, в Турции и Иране - стало неожиданно табу

Курдам кажется, что их широко известное пресловутое стремление к свободе - дело проигранное. Если речь заходит о будущем, будь то политик, руководитель милиции или человек с улицы - все на курдском Севере требуют лишь создания «федеративного государства в существующих границах Ирака». Говорить о независимом государстве курдов - причине восстаний в Ираке, в Турции и Иране - стало неожиданно табу. Председатель парламента иракских курдов Ровах Шавейс (Rowach Shaways) говорит так: «Конечно, мы, курды, имеем право на свое собственное государство. Но время для таких требований еще не пришло. Если мы сейчас сделаем ошибку, курды окажутся среди проигравших».

Целью является «смена режима и демократизация». В этом, по его словам, есть единство с США. Федеративный Ирак - под этим курды понимают, впрочем, государство, поделенное на два региона, где проживают две самые многочисленные группы населения: курды и арабы. Таково содержание проекта конституции, который курды хотят вынести в качестве основы для дискуссии с США о будущем Ирака без Саддама Хусейна (Saddam Hussein). По проекту «Конституции Федеративной республики Ирак» страна делится на два региона. На арабский, состоящий, прежде всего, из населенного шиитами Юга, и Центрального Ирака, где доминируют сунниты, и на курдский - на севере Ирака. Последний должен включать города Киркук и Мосул, спор за который ведут курды, арабы и туркменское меньшинство. О небольшом иракском меньшинстве, туркменах и христианах в проекте конституции говорится вскользь и без подробностей.

В конституции представлен набросок отношений между федеральным правительством в Багдаде и двумя федеральными регионами, предусматривающий предоставление последним широкой автономии. Если обе «федеральные земли» имеют своих избранных президентов, премьер-министров, конституцию и парламент, то права главы государства в столице в отношении регионов, федерального правительства и двухкамерного парламента ограничены. Они, в частности, решают вопросы, связанные с федеральным бюджетом, внешними сношениями, международными соглашениями, полезными ископаемыми, введением чрезвычайного положения, армией и службами безопасности, а также вопросы войны и мира. Однако конституция сохраняет тонкую систему контроля и баланса для обеспечения сильной автономии регионов. Так, им должно быть передано право собирать налоги. Каждый регион к тому же должен «пропорционально численности своего населения» иметь долю в доходах от нефтяного бизнеса и других федеральных источников поступления денег.

Проект конституции отчасти напоминает основной закон конфедеративного, а не федеративного государства. К тому же создается впечатление, будто из состава будущего Ирака может в любое время выделиться независимое курдское государство, если это будет необходимо или возможно с точки зрения курдов. Курды, прежде всего, хотят, чтобы Ирак был подотчетен ООН. «Федеральная республика Ирак гарантирует Организации Объединенных наций, что она будет соблюдать права, границы и полномочия обоих регионов в той степени, в какой они изложены в этой конституции». Председатель парламента обосновывает данное требование «печальным опытом, который курды накопили за всю историю отношений с центральным правительством в Багдаде».

Федерализм ли в рамках иракского государства или все же создание в долгосрочной перспективе независимого государства на севере Ирака - ясно одно, что все планы курдов могут быть осуществлены только с помощью США. Но Вашингтон свои обещания в отношении курдов нарушал и раньше. Тем не менее, председатель парламента делает ставку на общность интересов курдов и американцев: «До свержения Саддама мы нужны США. Они не могут нам позволить пасть». Поскольку Вашингтон после свержения иракского диктатора должен избегать любого изменения границ в регионе, а потому - строить демократический Ирак в рамках существующих границ, то он и после войны будет нуждаться в нашем сотрудничестве, говорит Шавейс. Ситуация, таким образом, принципиально отличается от положения, складывавшегося в период первой войны в Персидском заливе, когда США лишь освободили оккупированный иракцами Кувейт, а Саддама в силу отсутствия альтернативы оставили у власти.