Чаще всего, когда критикуют происходящее сейчас в Ираке, можно слышать такую претензию к США: американская супердержава делает это "в одиночку".
«В одиночку»? Ну, что ж. Америка делала все «в одиночку» примерно с 1776 года. Или, может быть, с 1492-го.
Когда это все закончится, начнется масштабная, обширная дискуссия о будущем в отношениях Америки с остальным миром и его международными организациями от НАТО и ООН до новомодных добровольных коалиций». Но, возможно, именно теперь, когда супердержава ведет войну, пришло время уяснить себе кое-что о некоторых вещах, которые можно назвать сугубо американскими.
Да, Соединенные Штаты и впрямь являются единственной мировой супердержавой. Мы - номер 1.
Но почему? Как это случилось?
Наиболее прямое доказательство нашего положения первой в мире державы как раз сейчас выставлено на обозрение в пригородах Багдада. Это длинный список, и все в нем - сплошь американское: система "Jstars" (Joint Surveillance Target Attack Radar System - радиолокационная система обнаружения и атаки целей, разработанная для ВВС и авиации ВМС США), боеприпасы JDAM (Joint Direct Attack Munitions - управляемые авиабомбы с блоком наведения по данным глобальной спутниковой системы определения координат, разработанные для ВВС и авиации ВМС США), ракеты с наведением со спутника, бомбардировщики В-2 с уменьшенными электромагнитными сигнатурами, цифровые системы обзора местности, авиабомбы с наведением по лазерному лучу, а также - из Орегонского центра медицинских лазеров - кровеостанавливающие повязки, пропитанные положительно заряженными молекулами хитозана - что бы это ни было, оно работает.
Давайте опишем и известный дистанционно управляемый летательный аппарат "Predator", который теперь является ведущим символом нашего положения как первой державы мира.
ВВС США описывают его так: "RQ-1A/B "Predator" - это система, а не просто летательный аппарат. В состав полностью боеготовой системы входят четыре летательных аппарата (с датчиками), наземная кабина управления, главный спутниковый канал связи и 55 человек личного состава для круглосуточной работы. Основной экипажа осуществляет управление полетами летательных аппаратов, находясь внутри наземной кабины управления, посредством линии передачи данных, работающей в диапазоне "С", когда летательный аппарат находится в зоне прямой видимости, или посредством спутниковой линии передачи данных, работающей в диапазоне "Ku" - когда летательный аппарат находится вне зоны прямой видимости.
Откуда взялась эта «сверхдержавность»? Из дыр в земле - из нефти? Нет. Из тайных подвалов Пентагона, которые Аль-Каида пыталась разрушить 11 сентября? Нет, не оттуда. Некоторые думают, что это просто результат «расходов на оборону», этакий «магазин на диване» для невероятно высокотехнологичной военной промышленности. Не совсем. Это собрано по всей Америке за последние 10 лет при помощи десятков тысяч напряженно думающих людей. А еще точнее, это началось примерно 500 лет назад, когда некоторые экс-европейцы сошли с корабля и с первых своих шагов в густой лес решили: отныне они хотят попробовать делать то, что до сих пор еще никто не пробовал делать; они готовы рисковать жизнью и сбережениями, чтобы сделать повседневную жизнь в Америке лучше для всех, кто захочет к ним присоединиться. В тот момент мощь Америки была нулевой - она вообще не была державой.
Да, военное снаряжение и тактическое мастерство, которое сейчас демонстрируется всему миру, - это одна из причин, по которой США - единственная страна, претендующая на звание сверхдержавы, но это - далеко не все. Точно так же, как «Caltechs», «MIT», «Georgia Techs», «Boeings», «Northrop Grummans» и бесчисленные маленькие новые предприятия, которые сделали эту необыкновенную военную технологию возможной, тоже лишь частички гораздо более интересной Америки в целом.
А целое, на самом деле, есть система - философия базовых ценностей, восходящая к Бену Франклину и еще более раннему времени. Это социально-политическая система, берущая начало в инакомыслии, новшествах, риске, открытой интеллектуальной дискуссии, нетерпении, творческих изменениях, неудачах, духе «Дикого Запада», соревновании и мании вырваться вперед. Каждый американский ребенок, который спит не на всех уроках в школе, постепенно узнает, как эта система работает. Некоторые уходят в пожизненную оппозицию к ней. Большинство просто идет работать - занимает одну из позиций где-то внутри десятков тысяч хозяйственных предприятий или образовательных учреждений, которые возникали постепенно, год за годом, благодаря упорному труду в 50 отдельных штатах. Вот эта самая «мощь» и создала JDAM'ы и бомбардировщики-невидимки B-2.
Мы читаем, что одним из источников якобы возникшей сейчас напряженности между США и Старым Светом стало замечание министра обороны Дона Рамсфелда насчет «старой Европы». Да, было время - много веков назад - когда Европа была мировым лидером в области изобретений и инноваций. Европейские интеллектуальные и экономические ценности когда-то были аналогичны тем, что сейчас актуальны в США. Потом, в 19 веке, Франция и Германия открыли корпоратизм и социализм и распахнули ворота доморощенным идеологам и экономистам. Посещая Европу сейчас, нетрудно встретить молодых, очень умных европейцев в таких странах, как Бельгия, Германия и Швейцария, которые говорят, что им нравится ездить в США, но на их вкус эта страна слишком деловая, со слишком высоким соревновательным духом. Ну и прекрасно. Свободный мир. Их выбор. Но если их выбор таков, странно тогда слышать их обиды на то, что Америка не хочет швартоваться рядом.
Еще один современный миф - наглость. Дескать, США начали войну в Ираке, когда ООН хотела предоставить игре в дипломатию второй овертайм - это и есть «наглость» односторoнней политики супердержавы, которая ни перед кем не несет ответственности.
«Мировое общественное мнение» может успокоиться на том, что большинство американцев, как обычно, встают каждый день с постели, честно трудятся на работе, приходят вечером домой, готовят на заднем дворе гамбургер на гриле, ходят смотреть, как их дети играют в футбол, пьют пиво с приятелями и позволяют Жаку Шираку и Герхарду Шредеру делать все, что угодно, с гражданами их стран.
Если же Америка, среди прочего, в рамках системы, сделавшей ее супердержавой, создала MOAB - «мать всех бомб» весом 21 тысячу фунтов - будьте уверены, что это не имеет ничего общего с давлением на возмущенный мир. Это делается в основном для того, чтобы когда 25-летний парень с соседней улицы окажется в Кувейте, Косово или Ираке - чтобы лично обезвредить оружие массового уничтожения - у него были все шансы (которые только там, дома, может обеспечить система) вернуться к барбекю на своем заднем дворе и на трибуну школьного стадиона, где играет в футбол его сын. Как показывает история супердержав, мир знавал от них и большее зло.