По мере того, как надежды Соединенных Штатов на быструю победу над Саддамом Хусейном (Saddam Hussein) тают в грязных дождях, поливающих иракскую пустыню, напряжение в американо-российских отношениях усиливается. Одним из спорных вопросов является продолжающееся неприятие Россией возглавляемого Америкой превентивного удара по Ираку, который 20-го марта был назван президентом России Владимиром Путиным "неоправданным" и "угрожающим международной безопасности". А теперь Белый дом выдвигает обвинения в том, что российские компании поставляют в Ирак запрещенное военное оборудование, которое может быть использовано против коалиционных сил.
Пока взаимоотношения еще не разорваны. Однако по мере того, как конфликт в Ираке становится все более кровавым, растет угроза партнерству президентов Путина и Буша (Bush), которое они создали за последние два года - партнерству, которое развивалось несмотря на сопротивление бюрократии из сфер национальной безопасности. "Возможно, мы находимся на том участке спирали истории, на котором наши отношения ухудшаются", - говорит московский политолог Андрей Пионтковский. Однако от этого обе стороны могут многое потерять. Вашингтон, ведя войну против террора, нуждается в поддержке России. Для Москвы США являются единственным источником инвестиций и технологий. Помимо этого, они могут способствовать достижению целей Путина, например, вступлению России во Всемирную торговую организацию.
Неприятие Путиным ведущейся Соединенными Штатами войны - не что иное, как недовольство страны, которая была когда-то сверхдержавой. Однако Кремль также считает, что действия США негативно влияют на один из немногих оставшихся у России источников мирового влияния - ее статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. В конечном счете, российское право вето в этом органе мало что значит, если Буш начинает войну без одобрения Совбеза. Теперь Россия вместе с Францией и Китаем - другими членами Совета Безопасности ООН, выступающими против войны - хотят призвать ООН решить вопрос послевоенного обустройства Ирака. Кремль также может потребовать, чтобы Совет Безопасности легально признал российские экономические интересы в Ираке, в том числе нефтяные контракты и оставшийся с советских времен долг Ирака России в размере 8 миллиардов долларов. Однако Вашингтон не хочет решать вопросы в организации, которая, по его мнению, не справилась с разоружением Саддама.
Помимо этого существуют острые разногласия по вопросам продажи оружия. 24 марта во время телефонного разговора Буш сообщил Путину о том, что американские разведслужбы располагают сведениями о наличии у Ирака противотанковых ракет и электронных заглушающих устройств, которые попали туда в нарушение санкций ООН. Московская компания "Авиаконверсия", одна из фирм, обвиняемых в продаже запрещенного оборудования, отрицает факт прямых сделок с Ираком. Возможно, что российское оборудование было продано Саддаму третьей страной, например Сирией или Белоруссией. Путин пообещал разобраться с этим вопросом.
Вашингтон может ввести санкции против российских фирм, поставляющих Ираку оружие. Однако даже в случае решения этой проблемы могут возникнуть и другие споры. Россия считает экспорт вооружений, объемы которого в прошлом году составили 4,8 миллиарда долларов США, важным источником доходов. Российские чиновники рассматривают варианты продажи оружия Сирии и Ирану, которые считаются Вашингтоном странами-спонсорами терроризма. Тем временем чиновники Государственного департамента США выражают обеспокоенность тем, что обогащенный уран, поставки которого запланированы Россией на новый ядерный реактор в Бушере, может быть использован для создания ядерного оружия. Еще одним раздражителем во взаимоотношениях является сделанное недавно Грузией предложение Соединенным Штатам использовать ее базы для войны в Ираке. Москва вряд ли положительно воспримет это предложение.
По мере усиления конфликта вашингтонские чиновники надеются, что антивоенная риторика Путина отчасти предназначена для специфической аудитории. Путин, будучи прагматиком, не склонен к конфронтации, к тому же в мае он планирует принимать Буша в России. Однако решение Буша начать войну в Ираке без одобрения ООН поставило американо-российские связи в новые, более суровые условия. Пока две страны не урегулируют свои разногласия, это вызывающее беспокойство ухудшение взаимоотношений будет продолжаться.