Недавний опрос общественного мнения показал, что 33% французов поддерживают Саддама Хусейна. По мнению известного французского философа и общественного деятеля Ива Мишо, данные опроса свидетельствуют о «триумфе демагогии и невежестве». В своей статье в газете Liberation он критикует позицию президента Франции Жака Ширака, который выступает против войны в Ираке. «Демагогия в международной политике всегда приводит либо к национализму, либо к пацифизму, - отмечает Ив Мишо.- Во Франции 2003 года демагогия, подпитываемая завистливым антиамериканизмом, привела к национализму и пацифизму одновременно».
В своей статье под заголовком «Кошмар демагогии», опубликованной в номере Liberation за 2 апреля, Ив Мишо, в частности, отмечает: «Согласно недавнему опросу общественного мнения, проведенному социологическим институтом Ipsos совместно с газетой Le Monde, 78% французов осуждают англо-американское вмешательство в Ираке, при этом 53% опрошенных желают победы американцам, а 33% респондентов - президенту Ирака Саддаму Хусейну. Результаты опроса свидетельствуют о триумфе демагогии и невежестве. Создается впечатление, что 33% сторонников Саддама забыли о том, что Ирак не является правовым государством. Они также забыли, что Саддам не является законным главой государства, а также о том, что не может быть демократии в стране, где здравствует сталинская доктрина и проводится массовый террор.
Демократическая система, в которой мы живем, основана на власти общественного мнения и средств массовой информации. Это означает, что государственные дела ведутся под бдительным контролем СМИ и что правители, избранные гражданами, находятся под постоянным давлением общественного мнения. В 18 веке лорд Шефтсбери (Энтони Шефтсбери/1671-1713 - английский философ-моралист - прим. пер.), один из отцов понятия "публика", говорил устами одного из своих персонажей: «Буду ли я все время в роли того, кто лишь слушает?» Платон и Аристотель говорили о том, что демократия несет в себе опасность некомпетентности и демагогии. В сегодняшнем мире эти «дефекты» демократии усугублены ролью СМИ, которые становятся объектом манипуляций со стороны своих владельцев и в то же время сами способны манипулировать общественным мнением. Трудно представить, например, что телеканалы CNN и «Аль-Джазира» могут стать "объективными", пренебрегая ролью рупора того лагеря, к которому они принадлежат.
Сегодня правительство может следить за общественным мнением и направлять его в нужное русло. Внешняя политика пока не так волнует общественность, как вопросы внутренней политики. Вспомним президентские выборы 2002 года во Франции, когда ни общеевропейские вопросы, ни проблемы терроризма, ни тем более палестино-израильский конфликт не стали предметом широкого обсуждения. Однако в момент, когда на международной арене появляется драматическая перспектива войны, равнодушное отношение общества к вопросам внешней политике уступает место кошмару демагогии. Вдруг выясняется, что Саддам Хусейн, являющийся прилежным учеником Сталина, является «жертвой эмбарго».
Господин Ширак в своих речах утверждает, что война - это «всегда провал», однако вряд ли этот тезис можно применить по отношению к войне против Гитлера. Он также говорит о необходимости уважения «суверенитета государств». Однако о каких государствах идет речь? Об Ираке, где царствует тирания, или о Колумбии, которая не может навести порядок на своей территории, или о Камеруне и Габоне, где госбюджет расхищается местными правителями? Чтобы убедить публику в своей правоте, политики прибегают к испытанным методам: они жестикулируют, бегают на международные встречи, мелькают на телеэкранах, ведут бесчисленные переговоры или псевдопереговоры и пишут письма Папе Римскому (автор намекает на недавнее письмо Жака Ширака Папе Римскому Иоанну Павлу Второму, в котором президент Франции осуждает войну в Ираке - прим. пер.).
Все это не отличается новизной: в новой истории Европы есть немало ярких примеров демагогии. Так, император Гийом Второй, правивший Германией с 1888 по 1918 гг., был одним из первых демагогов нашего времени. Некоторые в Германии напоминают, что он не был чужд национализму, который привел страну к первой мировой войне. Как правило, демагогия в международной политике всегда приводит либо к национализму, либо к пацифизму. Во Франции 2003 года демагогия, подпитываемая завистливым антиамериканизмом, привела к национализму и пацифизму одновременно.
Британцы вынесли вопрос о своей роли в иракском кризисе на обсуждение парламента, что подтверждает тезис о важности отказа от демагогии и возвращения к основным демократическим ценностям. Нам же, французам, к несчастью, остается только ждать нового письма президента Ширака Папе Римскому, который с 1974 года с завидным постоянством поддерживает одного из самых кровожадных тиранов мира»