Автор является руководителем исследовательского отдела крупнейшего российского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал" в Москве
В ответ на публикацию на страницах "The Wall Street Journal" редакционной статьи от 25 марта 2003 года "From Russia With Contempt" (Из России с презрением). Вам не следует приписывать угрозу России применить вето в Организации Объединенных Наций (ООН) ее стратегии поддержки тайных поставок оружия Ираку. Россия прошла большой путь от того времени, когда ее интересы заключались в продаже излишков вооружений государствам-изгоям. Вместо этого следовало бы взглянуть на данный вопрос через призму законных стратегических интересов России.
В политическом плане, целых 87% россиян считают, что применительно к Ираку предпочтительнее политика сдерживания или отказа от активных действий, тогда как военную интервенцию поддерживают менее 5% опрошенных. Россия является более или менее функционирующей демократией, где абсолютное большинство населения выступает против войны на Ближнем Востоке. С учетом того, что в ближайшие 12 месяцев будут проводиться парламентские и президентские выборы, попытка оставаться нейтральным стоила бы г-ну Путину значительного политического капитала, который можно с большей пользой потратить на осуществление текущих планов реформирования России.
В более прагматическом плане, экономическое будущее России - в сотрудничестве с Европой и с Китаем. В 2002 году из внешнеторгового оборота в сумме 126,4 млрд. долл. США (без учета стран Содружества независимых государств) на долю Соединенных Штатов пришлось 7 млрд. долл., что приблизительно равно совокупной доле Голландии и Бельгии (6,5 млрд. долл.) и значительно меньше долей Германии (14,6 млрд.) и Китая (9,2 млрд.). На долю стран Европейского Союза (ЕС) пришлось 44% объема российской торговли (без учета стран Содружества независимых государств). Из 19 млрд. долл. прямых инвестиций в России с 1966 года американские компании вложили 4 млрд. долл., в то время как ЕС - 7 млрд. долл.
Симптоматичным для продолжающего существовать превратного представления о России как о реакционной и слабой стране является утверждение о том, что какая-то одноразовая сделка по вооружениям способна склонить президента Путина к тому, чтобы подорвать легитимность Совета Безопасности (СБ) ООН. В прошлом такая политика могла бы быть обусловлена ныне устаревшим представлением о положении России в мире и ее историческом долге поддерживать сомнительные правительства, такие, как в Ираке, просто потому, что они не нравятся Соединенным Штатам. Сегодня г-н Путин с готовностью выступает против Соединенных Штатов потому, что считает, что экономические и политические интересы России лежат в другом месте.