Автор является заместителем директора Школы перспективных международных исследований Института Средней Азии и Кавказа при Университете имени Джона Гопкинса
3 апреля 2003 года. Свидетельства, что Россия в последние месяцы продала Ираку совершенную военную технику, являются серьезным обвинением против страны, которая считается союзником Америки. Однако удивляться этому не следует. Россия Владимира Путина, позиционирующая себя после 11 сентября как ключевой союзник Америки, скрытно, но систематически противодействует американским национальным интересам на Ближнем Востоке, а также в Средней и Северо-Восточной Азии.
Администрация Буша-младшего (George W. Bush) знала о российских акциях, но вместо того чтобы выступать с их осуждением, принижала их значимость в интересах поддержания хороших отношений с Россией. Пришло время пересмотреть роль России в американской внешней политике и положить конец потенциально контрпродуктивной политике ее умиротворения.
Недавние сообщения, в самом деле, ставят в тупик. Российские компании продают Ираку современную высокотехнологичную военную технику, включая индивидуальные приборы ночного видения (ПНВ) и передатчики радиоэлектронных помех глобальной системе определения координат. Использование Ираком этой техники снижает американское превосходство на поле боя и тем самым создает угрозу для жизни американских солдат.
В июне 2002 года российское правительство было проинформировано об этом, но не приняло никаких мер. Многие месяцы правительство России даже утверждало, что компании, которая продает заграницу передатчики радиоэлектронных помех, не существует в природе, хотя американские официальные лица представили, в числе прочих доказательств, распечатки с ее официальной интернет-страницы. Россия теперь поочередно то начисто все отрицает, то утверждает, что эта сделка прошла через третьи страны.
То, что в этом деле участвуют частные компании, не следует считать оправданием. Оборонные предприятия в России имеют тесные связи с государством, и невозможно себе представить, чтобы подобная высокотехнологичная техника была бы экспортирована без разрешения или контроля правительства. Точно так же использование "крышевых" компаний в третьих странах является извечным способом избежать экспортного контроля и санкций.
Российские компании и правительство едва ли думали, что страна вроде Йемена купит столь совершенную технику: всякому прекрасно известно, куда она направлялась. Иначе почему российские специалисты оказались в Ираке, где они обучают иракские войска пользованию этой техникой?
Более серьезно то, что данный случай является всего лишь самым свежим и наиболее изобличающим из целой серии российских акций, которые противоречат американским интересам. Российское правительство также является одним из немногих в мире, кто поддерживает активные дружественные отношения с Северной Кореей, придавая определенный оттенок международной легитимности жульническому режиму Ким Чен Ира (Kim Jong-Il). Россия продолжает вооружать Северную Корею вопреки принимаемым этой страной мерам к обладанию ядерным оружием и ее противостоянию с Вашингтоном. Российский министр иностранных дел не далее как в январе заявлял, что нет никаких планов прекращать поставки оружия в эту страну.
Как если бы этого было мало, Россия, практически говоря, поставила технологию для производства ядерного оружия Ирану. Россия, помимо данного ею в 1995 году согласия построить спорный ядерный реактор в местечке Бушер (Bushehr) и снабдить Иран низкообогащенным ураном, принимает участие в деятельности недавно ставших известными иранских ядерных объектов в пунктах Натанз (Natanz) и Арак (Arak), которые, по мнению специалистов, являются составной частью иранской программы по ядерному оружию. Более того, администрация Буша-младшего подозревает, что Россия продала Ирану технологию обогащения урана, тем самым сделав его способным производить оружейный уран.
Россия принимает активное участие в вооружении трех стран, которые президент Буш-младший именует "осью зла". Однако на этом политика России не останавливается. Вместе с Францией на Западе и Китаем на Востоке г-н Путин открыто стремится к созданию "многополярного" мира, явно желая лишить Америку ее лидирующей роли в мировой политике. В Средней Азии Россия наращивает свои усилия с целью сдерживания американского военного присутствия. Примерами этого служат недавно созданная российская военно-воздушная база в Киргизстане, а также ее продолжающееся давление на союзника США, Грузию, и недавние шаги с целью аннексии Абхазии, которая стремится отделиться от Грузии.
Как следует реагировать Соединенным Штатам? Первым делом надо переоценить искренность г-на Путина, когда он провозглашает себя союзником Соединенных Штатов. Вооружение государств-изгоев никак не совместимо со статусом союзника Америки. Помощь России в войне с терроризмом важна, но она не может оплачиваться подобной ценой.
Второй шаг - прекратить политику умиротворения, которую проводят последовательные американские администрации в своем подходе к России. Администрация Клинтона (Bill Clinton) более остальных печально прославилась своей политикой, в которой России уделялось приоритетное внимание, вследствие чего американские интересы в Средней Азии и на Кавказе оказались отброшенными на несколько лет. Очевидно, администрация Буша-младшего унаследовала некоторую снисходительность в отношении России, от которой страдала ее предшественница.
Г-на Путина следует поставить перед жестким выбором. Его нужно заставить понять, что он не может одновременно вооружать врагов Америки и называть себя союзником Соединенных Штатов. Пока что он полагает, что сумеет безнаказанно делать и то, и другое. История свидетельствует, что российские лидеры имеют тенденцию лучше всего понимать ясный и недвусмысленный язык. Пора г-ну Бушу-младшему обратиться к г-ну Путину именно на таком языке и сказать: "Хочешь быть союзником Америки - надо себя вести как союзник".