Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чубайс: «Нам принадлежит будущее»

Чубайсу предстоит приватизировать огромный рынок

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«На Западе многие сначала думали, что будет возрожден авторитарный режим, что к власти придет КГБ, будут выхолощены демократические нормы, ограничены свободы. Эти опасения оказались ложными. Между прочим, я был одним из тех, кто с самого начала говорил, что Путин не будет вести себя как автократ». Кое-что ему удалось, за некоторые вещи он вообще не смог взяться.

"DW": Анатолий Борисович, долгое время Вы были политиком, а теперь - глава монополиста электроэнергетики - «ЕЭС», советского монстра, на который работают 700 000 человек. В прошлом году Вы сказали, что в 2004 году уйдете со своего поста, поскольку предприятие «ЕЭС» будет реструктурировано и приватизировано. Ваше обещание остается в силе, если учитывать, что реформирование электроэнергетики замедлилось?

Чубайс: Я хотел бы довести реформу в электроэнергетике до конца. Я несу за это ответственность. Все необходимые законы для проведения реформы будут подписаны на этой неделе. В качестве срока для либерализации рынка мы предлагаем теперь лето 2006 года.

"DW": РАО «ЕЭС» должно быть тогда поделено на государственного оператора электросетей, на десять концернов по производству электроэнергии и на большое число эксплуатационных фирм. Этого будет достаточно, чтобы была конкуренция?

Чубайс: Раньше все мы считали, что электроэнергетика - это естественный монополист и потому рынка не может быть. За прошедшие десять лет, однако, в большинстве стран верх взяло мнение, что электросети выступают в качестве монополиста, а производители электроэнергии вступают друг с другом в конкуренцию. Эта реформа должна привести к более низким тарифам и привлечь в электроэнергетику инвестиции.

"DW": Сколько денег требуется находящейся в упадке российской электроэнергетике?

Чубайс: В последующие десять лет нам потребуются 50 миллиардов долларов, 30 - для электростанций, 20 - для сетей. Речь идет о полном обновлении российской электроэнергетики.

"DW": Где можно найти такие деньги?

Чубайс: Этим должны заняться российские и иностранные инвесторы. Государство одно с этим не справится. Кое-что уже делается. Год назад инвестиции в электроэнергетику были на нуле. С того времени в «ЕЭС» было инвестировано от 800 миллионов до одного миллиарда долларов. Это портфельные инвестиции.

"DW": Долю приобрели олигархи. Они хотят добиться низких цен на электроэнергию для своих энергоемких предприятий в нефтяной, алюминиевой и металлургической промышленности. Скоро у каждого олигарха будет своя электростанция?

Чубайс: Действительно деньги вложили российские предприниматели. Сегодня вкладывают деньги, потому что верят в реформу в электроэнергетике. В течение трех-пяти лет крупные электростанции будут в руках российского бизнеса.

"DW": А потом могут приходить иностранные инвесторы?

Чубайс: На прошлой неделе я встречался с ведущими менеджерами концерна "Eon". Я им разъяснил, что у них есть выбор: или дожидаться либерализации 2006 года и лишь тогда начинать вкладывать деньги или выходить на рынок сейчас и покупать акции РАО «ЕЭС» или его дочерних предприятий. Контрольный пакет акций одной электростанции стоит от 400 до 600 миллионов долларов США, через три года его нельзя будет приобрести меньше, чем за миллиард долларов.

"DW": И каким был ответ "Eon"?

Чубайс: Там хотят подумать.

"DW": Не у всех иностранных инвесторов хороший опыт работы в России. Были ли равны шансы у иностранцев и олигархов?

Чубайс: Несомненно. Наши акции продаются на бирже свободно. Каждый может их купить. У иностранцев уже 35 процентов акций нашего концерна.

"DW": Какие слабые места у Вашего концерна?

Чубайс: К сожалению, их много. Мы сегодня продаем треть своей продукции коммунальному хозяйству. Но этот потребитель болен. В большинстве регионов он не выполняет своих обязательств. Он покупает товар, который не оплачивает. Я могу показать Вам письмо нашего генерального директора из Воронежской области. Город Воронеж остался должен ему за прошедшие четыре месяца 100 миллионов рублей. Он в итоге прекратил подачу горячей воды, из-за чего прокуратура возбудила против него уголовное дело. Это не единичный случай, это стало системой.

"DW": Почему должны страдать граждане, если государство не в состоянии управлять коммунальным хозяйством?

Чубайс: Мы хотим взять это на себя. Мы создадим крупное предприятие, которое будет заниматься исключительно коммунальным хозяйством. Мы начинаем в десяти крупных российских городах, позаботимся о порядке в ходе этой приемки.

"DW": Это сизифов труд.

Чубайс: Четыре года, пят лет назад в «ЕЭС» ситуация выглядела так же. Выдача заработной платы задерживалась до шести месяцев, долги составляли два миллиарда долларов, 15 предприятий электроэнергетики были банкротами. Такими были мои стартовые условия в 1998 году.

"DW": Как в «ЕЭС» обстоят дела сегодня?

Чубайс: У нас больше нет задержек с выплатой зарплаты. Бюджету мы не должны ни рубля. Все наши долги реструктурированы. В 1998 году 20 процентов наших счетов было оплачено наличными. С того времени мы достигли 102, 103 процентов. Почему больше 100? Поскольку наши клиенты возвращают также свои долги. Мы привели в порядок финансы. Теперь мы должны позаботиться о наведении порядка и на других направлениях.

"DW": Россия продает Западу нефть и газ. Мог бы приносить миллиарды также и экспорт электроэнергии?

Чубайс: Я не вижу больших перспектив для экспорта электроэнергии, например, в Германию. У нас оптовая цена за один киловатт-час составляет 1,1 цента, в Германии - 2,2 цента. Но через два-три года мы будет на таком же уровне цен, что и на Западе.

"DW": Президент Путин на своем посту уже три года. Как Вы, будучи знакомым с Кремлем изнутри, оцениваете итоги его деятельности?

Чубайс: На Западе сначала многие думали, что будет возрожден авторитарный режим, что к власти придет КГБ, будут выхолощены демократические нормы, ограничены свободы. Эти опасения оказались ложными. Между прочим, я был одним из тех, кто с самого начала говорил, что Путин не будет вести себя как автократ.

"DW": Свершил ли Путин что-то выдающееся?

Чубайс: Кое-что удалось, за некоторые вещи он вообще не смог взяться. Многие экономические реформы застопорились. Возьмите, коммунальное хозяйство. Правительство здесь не хочет брать ответственность на себя. При этом не позднее следующей зимы не будет ничего важнее, чем то, что в ледяном холоде в своих домах окажутся, возможно, 500 000 человек.

"DW": Вы являетесь одним из отцов-основателей партии «Союз правых сил». Какими Вы видите шансы на парламентских выборах в этом году?

Чубайс: Мы будем одним из ключевых игроков. Наши традиционные проблемы, которые мы поднимаем, это налоговая реформа, частная собственность, земельная реформа. Это, конечно, прекрасно, но мы хотим также поставить вопросы, связанные с такими отраслями, как здравоохранение, система образования или воинская повинность. В последний раз мы набрали 8,9 процента голосов, этот результат мы надеемся улучшить.

"DW": А Ваш заклятый враг - коммунисты?

Чубайс: Это серьезный вопрос. Настоящих коммунистов в России нет. Но есть нищета. Это социальная база для коммунистов. В России эта нищета - очень мощная сила. 130 миллионов человек живут в нашей стране на содержание, составляющее менее 1 500 рублей (45 евро). Чтобы покончить с коммунистической идеологией, надо бороться с нищетой.

"DW": Вы для многих россиян человек, которого ненавидят, отец приватизации, в ходе которой отдельные люди стали богатыми, а многие - нищими. Вам не мешает такой имидж?

Чубайс: Мое отношение к народу не столь однозначное, как это кажется на первый взгляд. Возьмите, последние парламентские выборы: я шел на выборы вместе с такими людьми, как бывший премьер Сергей Кириенко, отцом государственного банкротства 1998 года. Почти все говорили: вы погибнете вместе. А потом мы набрали почти девять процентов голосов, оставили позади такую партию, занимающую прочное положение в обществе, как «Яблоко» Григория Явлинского.

"DW": Вы еще станете героем России?

Чубайс: До тех пор, пока в нашей стране есть нищета, отношение к реформам, к реформаторам и их верным сторонникам будет сохраняться напряженным. Однако теперь, когда я смотрю на нашу приватизацию, то чувствую: нам принадлежит будущее.