Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
США и Россия не желают демонстрировать миру свои расхождения из-за войны в Ираке

Владимир Путин становится все более уязвимым для своих внутренних критиков, утверждающих, что он слишком многое уступил США, ничего не получив взамен

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавние резкие словесные перепалки намекают на существование трансатлантической напряженности в духе "холодной войны". На одной стороне находятся Соединенные Штаты, утверждающие, что Россия якобы передает иракцам военную технику и вооружение; на другой стороне стоит Россия, критикующая полеты американских самолетов-разведчиков над Грузией и жалующаяся на американские ракеты, которые падают вблизи ее посольства в Багдаде, на смерть иракских мирных граждан и на потенциальную угрозу древним памятникам этой страны.

Москва, 4 апреля 2003 года. Министры иностранных дел России и США не могли вчера выбрать более символичного места для своей первой встречи после возникновения острых разногласий из-за войны в Ираке. Игорь Иванов и Колин Пауэлл (Colin Powell) договорились провести переговоры в Брюсселе как раз тогда, когда политики и аналитики изучают, не является ли высказанная Россией в прошлом месяце оппозиция войне в Ираке началом отказа от сближения с Соединенными Штатами в пользу более тесного союза с Европой.

Недавние резкие словесные перепалки намекают на существование трансатлантической напряженности в духе "холодной войны". На одной стороне находятся Соединенные Штаты, утверждающие, что Россия якобы передает иракцам военную технику и вооружение; на другой стороне стоит Россия, критикующая полеты американских самолетов-разведчиков над Грузией и жалующаяся на американские ракеты, которые падают вблизи ее посольства в Багдаде, на смерть иракских мирных граждан и на потенциальную угрозу древним памятникам этой страны.

Но, при наличии сильных расхождений в Европейском Союзе (ЕС), отношения России с США остаются важными, и США не могут себе позволить дальнейшего отчуждения своих партнеров по антитеррористической коалиции. А потому встреча в Брюсселе, вполне возможно, формализует усилия по восстановлению на более реалистичном уровне отношений между всеми заинтересованными странами теперь, когда наступивший после событий 11 сентября "медовый месяц" закончился.

"Советский Союз одно время мечтал о разногласиях между США и Западной Европе, но сегодня мы куда более озабочены тем, что отсутствие единства угрожает международной солидарности, которая возникла после 11 сентября", - заявил один высокопоставленный российский дипломат.

Несколько недель назад многие наблюдатели, да и кремлевские инсайдеры тоже предсказывали, что президент Владимир Путин удвоит свои ставки на военную акцию в Ираке, однако в конечном итоге не предпримет ничего, что могло бы разрушить его тесные связи с США, сформировавшиеся после 11 сентября. Сегодня многим приходится пересматривать свои анализы после его категоричных заявлений, которые способствовали тому, что в прошлом месяце были похоронены шансы на вторую резолюцию Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН), которая могла бы помочь Соединенным Штатам "спасти лицо", и его критики "правила кулака" сразу же после начала войны.

В ретроспективе, российская поддержка акции США в Афганистане в 2001 году со всей очевидностью отвечала собственным интересам Москвы в борьбе против радикализма на ее собственных границах. Ее позиция по Ираку всегда была куда менее четкой. Россия сделала ставку на улучшение партнерских отношений с Саддамом Хусейном (Saddam Hussein) после войны в Персидском заливе 1991 года, начав устанавливать коммерческие связи в предвкушении отмены санкций.

С тех пор как в прошлом году начались серьезные дебаты по Ираку, приближение намеченных на декабрь нынешнего года парламентских выборов в России делает г-на Путина все более уязвимым для внутренних критиков. Он слишком многое уступил Соединенным Штатам, мало что получив взамен, говорят они.

Если российские официальные лица жалуются, что Соединенные Штаты в последние несколько месяцев принимают их поддержку как должное, то их вашингтонские коллеги говорят, что эмиссары Москвы питаются нереалистичными надеждами и иногда посылают противоречивые сигналы.

Тем не менее, дипломаты с обеих сторон стремятся принизить любые расхождения, доказывая, что на кону стоит слишком много других фундаментальных вопросов, чтобы превращать недавние перебранки в "разрушители отношений". Военные, к примеру, указывают, что не было отмены двусторонних встреч и заседаний Совета Россия- НАТО, как после кризиса в Косово в 1999 году.

Глава Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов утверждает, что тот факт, что в прошлом месяце в СБ не было голосования по второй резолюции, стал "победой российской дипломатии". Американо-британское решение не ставить эту резолюцию на голосование позволило Москве критиковать американский унилатерализм (unilateralism - политика односторонних действий - прим. пер.), в то же время избежав принуждения к использованию своего права вето.

Все это кончилось первыми жесткими высказываниями г-на Путина по поводу возглавляемой США военной акции. С тех пор тон его высказываний стал более примирительным, он стал призывать политических руководителей страны "к прагматизму, а не к эмоциям", подчеркивая необходимость сотрудничества с США. В среду вечером он заявил, что "по экономическим и политическим соображениям" Москва не хотела бы поражения для США. Однако существует вероятность, что сохранится разрыв между воспаленной публичной риторикой и более успокаивающими официальными заверениями. Публичные демонстрации являются редкостью, однако опросы общественного мнения показывают резкий всплеск антиамериканизма.