Мы уже более двух недель ведем войну за освобождение Ирака, а самым большим сюрпризом в Азии стало то, что на Корейском полуострове ничего не произошло. На протяжении нескольких месяцев существовали опасения, что Пхеньян воспользуется занятостью Соединенных Штатов в наземной войне и еще больше усилит ядерное противостояние.
Хотя Северная Корея неоднократно поступала так в то время, когда Вашингтон готовился к войне - выходила из Договора о нераспространении ядерного оружия и технологий, высылала из страны международных наблюдателей и угрожала вновь запустить реактор по обогащению плутония - существовали опасения, что режим на этот раз сделает нечто гораздо более опасное, например, проведет ядерное испытание. Чтобы быть готовыми к такому развитию событий, США направили на базу "Гуам" бомбардировщики "В-1" и "В-52", а также приостановили вывод некоторых своих подразделений из Южной Кореи.
Однако Северная Корея ведет себя тихо. Ким, похоже, ушел в подполье. Он не появлялся на публике 51 день, а пропагандистская машина Пхеньяна практически ничего не передает о его деятельности.
Сообщается, что Северная Корея во вторник совершила запуск ракеты малой дальности, которая, не причинив никакого вреда, упала в море к западу от Кореи. А на прошлой неделе она вышла из практически бессмысленных переговоров, которые ведутся в рамках перемирия в корейской войне, подписанного в 1953 году.
Однако эти события являются сравнительно мягкими шагами по сравнению со связанными с плутонием провокациями последних месяцев. По имеющимся данным, сейчас обогатительный завод, который за несколько месяцев может произвести достаточное количество оружейного плутония, бездействует, хотя причиной этому могут быть технические трудности, связанные с его запуском.
Даже критика войны за освобождение Ирака в настоящее время стала не такой острой, в сравнении с обычно ядовитой северокорейской пропагандой. Главным образом она направлена на Южную Корею, которая согласилась послать небольшой контингент военных инженеров и врачей на помощь США. Президент Ро Му Хен (Roh Moo Hyun) убедил в среду южнокорейских парламентариев одобрить их отправку, заявив, что это будет соответствовать национальным интересам страны, а также помешает Вашингтону предпринять военные действия против Пхеньяна без одобрения Сеула.
Исчезновение Кима тоже может быть объяснено опасением таких односторонних действий. Пхеньян знает, что у него меньше, чем у Ирака, шансов стать мишенью для военных действий - не в последнюю очередь из-за огромного числа жертв среди гражданского населения, которые могут быть вызваны артиллерийскими обстрелами Сеула Северной Кореей. Однако нетрудно представить себе тот ужас, с которым Ким читал доклады об "умной" бомбе, которая может устранить Саддама Хусейна (Saddam Hussein) в самом начале войны. Принимая во внимание паранойю диктатора, он наверняка задумывается о том, что такая же бомба может быть направлена на его резиденцию.
У Кима есть и другие проблемы дома. Китай является главной опорой его рушащегося режима, поскольку поставляет Северной Корее 40 процентов импортируемого ею продовольствия и до 90 процентов импортируемой ею нефти. До настоящего времени Китай твердо отказывался применить этот рычаг для обуздания авантюризма Пхеньяна. Однако несколько дней назад в международных СМИ появились сообщения о том, что Китай сделал первый пробный шаг в этом направлении, перекрыв на короткий промежуток времени нефтепровод в знак протеста против ракетных испытаний.
Неизвестно точно, был ли на самом деле перекрыт нефтепровод. Китайская нефтяная компания отрицает этот факт. А сведения о прекращении подачи нефти основываются на сообщении одной из местных газет о том, что перерыв вызван техническими неполадками. Однако китайские дипломаты ссылаются на эту заметку, когда хотят привести западным собеседникам свидетельства готовности Пекина применять жесткие меры к Пхеньяну. А вчера было объявлено, что в следующую среду соберутся члены Совета Безопасности ООН, чтобы обсудить выход Северной Кореи из Договора о нераспространении ядерного оружия и технологий. До нынешнего момента этот шаг блокировался Китаем.
В отличие от ситуации с Ираком, в которой Китай может возражать против принятия второй резолюции по Ираку, спрятавшись за Францией и Россией и не рискуя ухудшением своих связей с США, против введения санкций в отношении Северной Кореи Пекин будет выступать в одиночестве. Этим объясняется, что китайские дипломаты с большой неохотой говорят о будущем заседании Совета Безопасности, которое состоится в среду. Однако решение Китая все же провести его позволяет предположить, что Китай, возможно, смирился с неизбежностью санкций. По некоторым сведениям, Пекин уже уведомил Пхеньян об этом.
Нельзя недооценивать способность Кима совершать безрассудные поступки. И в будущем могут произойти новые акты ядерной конфронтации. Однако тот факт, что он скрылся с глаз общественности и временно прекратил провокации, позволяет предположить, что война по свержению одного диктатора имеет и второй положительный эффект, служа ценным уроком еще одному члену "оси зла".