Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Американская администрация провозгласила новую доктрину, в которой «цель определяет союз». Эта доктрина позволяет США выходить за ограничительные рамки международных коллективных структур» - такое мнение на страницах газеты Liberation высказывают Морис Годелье и Жак Сапир, эксперты Французского центра социальных исследований (EHESS). В своей статье они подчеркивают, что, администрация Буша взяла на вооружение принцип «интервенционистского изоляционизма», который оправдывает развязывание превентивных войн. По мнению экспертов, Джордж Буш «поддерживает тесные связи с христианскими фундаменталистами», которые являются сторонниками мессианской роли США на Ближнем Востоке

«Американская администрация провозгласила новую доктрину, в которой «цель определяет союз». Эта доктрина позволяет США выходить за ограничительные рамки международных коллективных структур» - такое мнение на страницах газеты Liberation высказывают Морис Годелье и Жак Сапир, эксперты Французского центра социальных исследований (EHESS). В своей статье они подчеркивают, что, администрация Буша взяла на вооружение принцип «интервенционистского изоляционизма», который оправдывает развязывание превентивных войн. По мнению экспертов, Джордж Буш «поддерживает тесные связи с христианскими фундаменталистами», которые являются сторонниками мессианской роли США на Ближнем Востоке.

В статье Мориса Годелье Жака Сапира под заголовком «США или хаос», опубликованной в номере Liberation за 4 апреля, в частности отмечается: «Поведение администрации США начиная с 11 сентября 2001 и до начала войны с Ираком вызывает серьезную обеспокоенность, основанную на фактах, изложенных в международной прессе. За минувшие месяцы администрация США сделала немало заявлений, которые оказались ложными по своей сути. Так, Вашингтон заявил о причастности Ирака к распространению зараженных писем, однако позже ФБР США доказало, что штаммы смертоносных бактерий были похищены из американской военной лаборатории.

Кроме того, США заявили о сотрудничестве Ирака с «Аль-Каидой», однако американские спецслужбы публично заявили, что доказательств такого сотрудничества обнаружено не было. Американская администрация также распространила заявления об иракском арсенале оружия массового уничтожения (ОМУ). Однако глава группы инспекторов ООН Ханс Бликс отверг это утверждение, подчеркнув, что угроза иракского ОМУ, о которой говорилось в этих заявлениях, преувеличена. Так что теперь даже в случае, если англо-американские войска обнаружат на иракской территории химическое или биологическое оружие, эта информация будет вызывать сомнения по причине предшествующих ложных заявлений Вашингтона.

Чтобы обосновать войну против Ирака, США постоянно меняли аргументацию. От разговоров о нарушении Ираком резолюции ООН 1441 американцы перешли к разоблачению диктатуры. Однако США слишком долго терпели и поощряли эту диктатуру, чтобы взять на себя роль «освободителей». Никто не сомневается в том, что иракский режим является кровавой диктатурой. Но в то же время доказательств того, что после десяти лет эмбарго эта страна создает реальную угрозу миру, представлено не было.

Шок от терактов 11 сентября, а также массовый психоз, вызванный зараженными письмами, позволили оправдать создание в США «суперминистерства» безопасности, а также ограничение прав граждан. В результате этих мер пострадали, прежде всего, принципы правового государства. В свою очередь, слабая реакция на тяжелые условия содержания заключенных на американской базе Гуантанамо свидетельствует о молчаливом согласии на грубое нарушение прав человека, сопровождаемое тенденцией к обозначению этнических групп как "антиамериканцев". Этот "антагонизм" этнических отношений позволяет предположить, что завтра состояние внешней войны может дополниться этническими конфликтами внутри страны.

Президент США поддерживает тесные отношения с христианскими фундаменталистами, которых роднит с ультраортодоксальными еврейскими кругами мессианское видение американской политики на Ближнем Востоке. Нынешний президент США одновременно несет в себе черты неоконсерваторов и христианских фундаменталистов. Идеологией этого союза стал так называемый «провиденциальный изоляционизм», рассматривающий окружающий мир сквозь упрощенную призму борьбы Добра со Злом, а не в его многообразии. Эта идеология соединяется с сильным всплеском патриотизма, наблюдавшимся в стране после терактов 11 сентября. Таким образом, проект Буша - это соединение Провидения с изоляционизмом. Однако данный изоляционизм - и это является противоречием - включает в себя и интервенционизм, предусматривающий ведение превентивных войн.

Американская администрация провозгласила новую доктрину, в которой "цель определяет союз". Эта доктрина позволяет США выходить за ограничительные рамки международных коллективных структур. Союзники США уже испытали эту доктрину на себе. Так, американцы называют британского премьера Тони Блэру самым верным союзником, однако одновременно глава Пентагона Дональд Рамсфелд заявляет, что США способны вести войну и без участия Великобритании. То есть интервенционистский изоляционизм не знает ни союзников, ни вассалов. Он видит в них только инструменты либо сил Добра, которыми можно злоупотреблять, либо сил Зла, которые необходимо уничтожить.

Страны Центральной и Восточной Европы, поддержавшие войну США в Ираке, даже не обсудив этот вопрос со странами-членами Евросоюза, совершили трагическую ошибку. Они превратились в инструменты политики, которая будет игнорировать интересы этих стран всякий раз, когда требования последних вступят в противоречие с принципами изоляционизма».

* Жак Сапир - экономист, директор Французского центра социальных исследований (EHESS).

* Морис Годелье - антрополог, старший научный сотрудник EHESS.