Махмуд Карзай, брат президента Афганистана Хамида Карзая, является бизнесменом и основателем афгано-американской торговой палаты. Хамед Вардак - вице-президент этой палаты. Джек Кемп, бывший конгрессмен и кандидат в вице-президенты США от Республиканской партии, является содиректором консервативной общественной организации "Власть Америке" (Empower America)
7 апреля 2003 года. В числе достижений, которые обусловлены партнерскими отношениями между Афганистаном и Соединенными Штатами, можно назвать освобождение народа Афганистана от тиранического режима, затухание вековых политических распрей между разными этническими группировками, открытие школ и университетов, эмансипацию афганских женщин и приток капитала в Афганистан.
Однако дьявол прячется в деталях.
Нынешнее временное правительство Афганистана, обязанное своим рождением международному соглашению в Бонне, не оправдывает ожиданий афганского народа. Вместо того чтобы облегчать политическую открытость и экономический рост, правительство является препятствием на пути политической и экономической реформ. Имеют место значительные злоупотребления, процветает враждебная народу и хаотичная бюрократия (которая по-прежнему мешает предпринимательству), отсутствует четкая иерархия управления и нет видимых механизмов, гарантирующих отчетность.
Еще более волнует отсутствие всеобъемлющего видения перспектив. Центральное правительство не имеет прозрачной экономической политики, за исключением роли Центрального банка. Те немногие указы, которые изданы центральным правительством, не были претворены в жизнь за пределами Кабула. Международные фонды никак не влияют на повседневную жизнь афганцев, потому что эти фонды сталкиваются с бесконечной бюрократической рутиной, многослойной политической коррупцией и жадностью местных полевых комнадиров. Отсутствие политического видения позволило проявиться двум недемократическим тенденциям: воссозданию монархического лагеря и укреплению позиций местных полевых командиров.
Некоторые агитируют за восстановление монархии. Эти акции дестабилизируют центральное правительство и сеют семена недоверия среди разнообразных политических деятелей, которые на словах, по крайней мере, поддерживают демократию. Подобные силы идеологически враждебны принципу демократического управления.
Что еще хуже, политика и стабильность Афганистана отданы на откуп местным полевым командирам, которые правили в своих вотчинах еще до прихода к власти движения "Талибан". Народ презирает и ненавидит полевых командиров как главную причину коррупции и тирании. Демократия и свободные рынки никогда не вырастут в обстановке господства полевых командиров. К сожалению, факт появления новых полевых командиров имеет прямое отношение к американской финансовой и военной поддержке, которая является единственным источником их власти. Эта власть позволяет полевым командирам использовать общественные фонды как персональный щедрый дар.
В лучшем случае сотрудничество США с полевыми командирами ведет к отчуждению рядовых афганских граждан. При наихудшем сценарии афганцы станут увязывать участие США в делах их страны с тиранией и тогда они будут уязвимы для политического манипулирования активистами движения "Талибан" и операторами "Аль-Каиды". Президент Хамид Карзай (Hamid Karzai) обнародовал широкую программу разоружения, демилитаризации и воссоединения, которая, возможно, позволит потеснить полевых командиров и помочь президенту стать сильным лидером, взгляды которого разделяет народ.
А тем временем полевые командиры ставят своей политической целью сохранить статус-кво. В этих условиях власть центрального правительства ослабляется и по большей части не выходит за пределы столицы. Это позволяет полевым командирам по-прежнему автономно осуществлять политический курс и экономическую политику - которые основываются на кумовстве, трайбализме, этноцентризме, закрытых рынках, контроле над ценами, злоупотреблениях должностным положением, коррупции, неравенстве и несправедливости. Это опасный путь, поскольку общественное богатство контролируется и потребляется немногими, в то время как народные массы лишены средств к существованию и не способны удовлетворять свои основные потребности. Как результат этого афганский народ уязвим для политических манипуляций, направленных против международной коалиции.
Нынешняя ситуация в Афганистане тесно увязывается с Соединенными Штатами. Мы опасаемся, что, умиротворяя полевых командиров и поддерживая постепенный подход к реформированию, Соединенные Штаты теряют поддержку афганского народа. Нам известно, что г-н Карзай находится в трудном положении, однако ему следует сильнее проявить характер лидера. Ему следует начать со сколачивания сильной команды экономических и политических советников, разбирающихся в демократии и экономике свободного рынка. Правительству США следует активно поддержать г-на Карзая в его смелых начинаниях. Он уже занял смелую позицию в отношении разоружения полевых командиров. Успех подобной программы будет зависеть от безоговорочной поддержки правительств США и других мировых держав.
Неспособность Америки однозначно поддержать г-на Карзая в этот критический момент афганской истории может привести к вопросу: "Кто потерял Афганистан?"