«Если Америка добьется быстрой победы в иракской войне, то соглашение между европейцами и Россией станет неизбежным. То есть американский военный успех приведет к стратегической потере для Америки: это парадокс!» - таково мнение известного французского антрополога и историка Эмманюэля Тодда. В интервью газете Le Figaro, опубликованном 5 апреля, он говорит о несостоятельности попыток США установить в мире свое единоличное господство. «Военная активность США напоминает мне военную активность СССР в период первой войны в Афганистане», - подчеркивает Эмманюэль Тодд. В сентябре 2002 в издательстве Gallimard вышла книга Э. Тодда «После империи, эссе о разложении американской системы».
Вопрос: В своей книге вы пишете: "Своей военной активностью в отношении неразвитых стран Америка пытается скрыть свою деградацию». Скажите, подтверждается ли этот тезис в ходе войны в Ираке?
Ответ: На мой взгляд, подтверждается, причем это для меня стало неожиданностью. В массовом сознании уже укоренился образ Америки, действующей в одностороннем порядке, Америки, полной могущества и динамизма и не имеющей в мире противовеса. Однако военная активность США напоминает мне военную активность СССР в период первой войны в Афганистане, происходившей в момент назревающего распада советской империи. Прибегать к военным мерам - это крайнее средство, используемое империями, находящимися в упадке. Одна из проблем Америки заключается в ее финансовой зависимости от внешнего мира, ее огромном торговом дефиците. Другая проблема Америки заключается в том, что она удалена от «старого света», а именно - от Евразии.
Я, действительно, полагаю, что причина войны в Ираке не только в нефти, но и в попытке напомнить миру о том, что он нуждается сегодня в роли США так же, как и в период «холодной войны». Однако администрация Буша придала ускорение процессу упадка американского общества. Экономическое разложение было уже налицо в момент, когда я писал мою книгу о скандале в американской корпорации Enron. Миф о могуществе Америки разрушается: сегодня у нее нет больше возможностей для экономических санкций против Франции, Германии или Турции!
Вопрос: Не изменится положение вещей в случае, если США добьются быстрой военной победы в Ираке?
Ответ: Меня удивляет способность Ирака к сопротивлению, которая опровергает утверждения о неустойчивости иракского режима и о существовании шиитской оппозиции. Конечно, можно представить ситуацию, при которой Америка выиграет эту войну. Но для меня наиболее вероятная гипотеза состоит в том, что она завоюет неконтролируемую, разложившуюся страну, которая окажется во власти терроризма. Проблема заключается в том, что США, имеющие торговый дефицит в 500 млрд. долларов, не смогут контролировать охваченную волнениями колонию на другом краю света.
Вопрос: Вы пишете, что "возвышение терроризма на уровень универсальной силы узаконивает постоянное состояние войны". Не является ли этот процесс следствием событий 11 сентября?
Ответ: У прогресса есть свои темные стороны, и есть переходные кризисы, отмеченные ростом насилия. Все европейские страны прошли через это. Специфичность арабского и мусульманского мира состоит в том, что там нет мощных военных государств, какие имелись в революционной Франции, нацистской Германии или коммунистической России. Так что этот кризис переходного периода в мусульманском мире создает почву для терроризма.
Вопрос: Дестабилизируют ли действия США современный мир в большей степени, чем исламский терроризм?
Ответ: Это проблема восприятия. С одной стороны, мы наблюдаем в мусульманских странах растущий кризис, связанный со стремительной модернизацией. С другой стороны, имеется кризис американской системы. Девяностые годы стали некоей полной мистификацией, возникшей в результате эйфории, спровоцированной крушением советской системы. И было упущено из виду то, что американский "победитель" также начал ослабляться.
Вопрос: Вы описываете американцев как изнуренных потребителей. И, тем не менее, они лидируют в сфере передовых технологий┘
Ответ: Об этом много говорят. Однако известно, что США заявляют много патентов, а это характерно для держав, находящихся в упадке. Технологически развитая страна не заботится о том, чтобы заявлять патенты, потому что она знает, что двигается столь стремительно, что другие ее не догонят. Америка же продолжает "переманивать" исследователей из-за океана, так как она неспособна воспроизводить свой интеллектуальный и технологический потенциал. У нее серьезные проблемы с технологическими достижениями. Реальность американского общества состоит в том, что оно деградирует во всех областях, и нынешняя война вызвана не кризисом в Ираке, а кризисом в самой Америке.
Вопрос: Вы, действительно, верите в то, что Евразия может превратиться в новый полюс равновесия в мире?
Ответ: На Востоке ситуация крайне обострилась ввиду корейской проблемы. Что касается Японии, то она полностью парализована, потому что не поддерживает хороших отношений ни с Китаем, ни с Россией, а также из-за того, что нее нет ядерного оружия. Таким образом, ситуация в Азии нестабильна. Так что лишь Европа способна поставить под сомнение американское могущество и стать противовесом Америке. Потому что, с одной стороны, в Европе имеется мощный промышленный потенциал. С другой стороны, на востоке Европы находится Россия, являющаяся полюсом ядерной стратегической стабильности. Я полагаю, что Владимир Путин, возглавляющий страну, находящуюся в состоянии социального равновесия, настроен на сближение с Евросоюзом.
Так что мне непонятен пессимизм некоторых в отношении будущего Европы. Появление общей внешней политики Европы вполне реально. Та форма, в которой ведется война в Ираке, усиливает роль Европы. Общественное мнение поддерживает тандем Ширак-Шредер в иракском вопросе. Исторический элемент нынешнего периода заключается в эмансипации Германии, которая перестала поддерживать Америку. Надо, чтобы французы осознали это. Их приоритет должен состоять в том, чтобы укреплять сотрудничество с Германией.
Вопрос: Но возможна ли реальная эмансипация в ситуации, когда и Франция, и Германия ослаблены экономическим спадом?
Ответ: Весь мир ослаблен, и это особенность нынешней ситуации. В течение первой войны в Персидском заливе американцы с максимальной эффективностью использовали против Саддама Хусейна военный арсенал, созданный для использования против Советского Союза. Сегодня же американский арсенал устарел. Иракские города бомбардируются самолетами B-52, которые были созданы в 50-е годы. Конгресс, конечно, выделит новые средства на модернизацию военного арсенала США. Вопрос лишь заключается в том, что экономика США может не выдержать этот удар.
Вопрос: И все же, несмотря ни на что, победа англо-американских войск в Ираке близка┘
Ответ: Если Америка добьется быстрой победы в войне, то соглашение между европейцами и Россией станет неизбежным. То есть американский военный успех приведет к стратегической потере для Америки: это парадокс!»
* Эмманюэль Тодд (род. в 1952 г.) - известный французский антрополог и историк, автор многочисленных трудов по социологическим, экономическим и международным аспектам современного мира. В 1976 году во французском издательстве Robert Laffont вышла книга Э. Тодда "Окончательный распад», в которой автор предсказал распад Советского Союза. В сентябре 2002 в издательстве Gallimard вышла новая книга Э. Тодда «После империи, эссе о разложении американской системы», в которой говорится о неизбежном упадке США.