Советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) попыталась смягчить российское руководство. Однако Москва считает, что в вопросе иракского кризиса США ее перехитрили.
После начала войны Райс одной из первых высокопоставленных американских политиков нанесла визит в Москву и провела переговоры с российским руководством об Ираке. Несмотря на нынешнее осложнение двусторонних отношений, связанное с войной, США, по словам американских дипломатов, продолжали твердо придерживаться линии «стратегического партнерства» с Россией. Москва подвергла резкой критике американо-британское нападение на Ирак. Вашингтон обвинил Россию, что та поставляла режиму Саддама Хусейна (Saddam Hussein) вооружения.
Райс также вела с российской стороной переговоры об управлении Ираком и восстановлении страны после окончания войны, сказал в Москве высокопоставленный дипломат США. Как Франция и Германия, Россия требует введения в послевоенном Ираке управления Организации Объединенных наций в то время, как США претендуют на руководящую роль.
Внимательный хозяин Кремля не мог не заметить этого сигнала. На прошлой неделе президент Джордж Буш (George Bush) направил в Европу доброжелательного государственного секретаря Колина Пауэлла (Colin Powell). В Москву, напротив, отбыла Кондолиза Райс, неудобный советник по национальной безопасности. Вчера она поставила «галочку», завершив спешный блиц-визит, подготовленный в течение 24 часов Бушем и главой Кремля Владимиром Путиным.
В настоящее время для России нет ничего важнее, чем наличие перспективы. Как должны строиться отношения после того, как пострадали партнерские связи между Бушем и Путиным, и прежде всего, - отношения между двумя государствами, этот вопрос остается открытым. То, что госпожа Райс не захотела сказать об этом публично, вынуждает предполагать что-то плохое.
Со времени принятия фатального решения от прежнего партнерства президентов, даже от роли Путина в качестве младшего партнера в рамках нового мирового экономического порядка больше ничего не осталось. Поспешное «нет» главы Кремля в плане оказания поддержки Соединенным Штатам со стороны Организации Объединенных наций в развязывании американо-британской войны отбросило в сторону российские претензии в Ираке, а запланированная, масштабная экономическая помощь Буша реформам Путина обернулась почти возвратом ко времени «холодной войны».
Одновременно в России был раздут огонь нового, ставшего обычным делом антиамериканизма. В прошедшие недели Путину пришлось срочно продолжить критику войны Буша в Ираке и в то же время подчеркивать необходимость хороших отношений с Вашингтоном. Но и это не все: к моменту приземления Райс в Москве российское телевидение заявило, что автоколонну бежавшего из Багдада российского посла обстреляли в прошедшее воскресенье не иракские партизаны, а военнослужащие США.
Выполнит ли в таких условиях Государственная Дума минимальное требование Буша для налаживания отношений - ратифицирует ли договоры по сокращению ядерного оружия - вопрос остается открытым, несмотря на влияние Путина. Из чего опять же следует: вопрос об активном российском участии во всех делах по послевоенному урегулированию в Ираке наталкивается на сомнения со стороны США.