Москва, 7 апреля 2003 года. Российские предприятия - которые были в числе тех, кто получал самые большие выгоды от торговли с Ираком до войны - в последние несколько недель понесли самые большие потери, поскольку их текущие операции приостановлены, а их будущее в регионе является неопределенным. Перед предыдущей войной в Персидском заливе (1991 год) Ирак был в числе крупнейших торговых партнеров России на Ближнем Востоке. Значительную долю в общем объеме составляла продажа оружия и военной техники, которая в основном и обусловила сегодняшний иракский долг Москве в сумме около 8 млрд. долл. США. По некоторым оценкам, в период 1989-2003 годов торговля между двумя странами в результате санкций Организации Объединенных Наций (ООН) сократилась в 8 раз, примерно с 2 млрд. долл. до 252 млн. долл. Все это время российские компании продолжали заключать невоенные контракты, в частности, в сфере машиностроения и автомобилестроения.
Российские компании были в числе тех, кто получал наибольшие выгоды от продажи товаров Ираку в течение всего периода действия программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Они также вышли в число самых важных посредников по ограниченной санкциями продаже иракской нефти для финансирования этой торговли. Поскольку сейчас все эти торговые операции приостановлены, глава комитета по российско-иракскому сотрудничеству Юрий Шафраник утверждает, что потери России могут достигать 40 млрд. долл. США - цена многолетнего двустороннего контракта, переговоры о котором велись с Ираком до прошлого года.
Негативные последствия свертывания торговли ощущаются и в ближневосточном регионе. Компания "Аэрофлот", российский национальный авиаперевозчик, сообщила о незначительном росте количества пассажиров в конце прошлого месяца, однако в понедельник уточнила, что общее число проданных мест сократилось в результате вспышки атипичной пневмонии в Азии и нестабильности на Ближнем Востоке.
Потенциально российские компании могут оказаться конкурентоспособными в регионе, а их давнишний иракский опыт в таких делах, как инфраструктура нефтедобывающей и электрической отраслей, делает их привлекательными даже для нового правящего режима. Проверенное в бою российское оружие также может найти себе новых покупателей, как только будут отменены санкции.
Москва в последние дни затрачивает значительную дипломатическую энергию на требования, чтобы в постсаддамовском Ираке уважались существующие российские контракты, однако многим из компаний остается только ждать и надеяться. "Руководство ничего не может поделать. Они даже и не пытаются что-либо предпринять. Это не в их компетенции, они не на таком уровне, - говорит один чиновник из нефтяной компании Татарстана "Татнефть", которая имеет два контракта на добывание нефти из месторождения Киркук (Kirkuk) в Северном Ираке. - 'Татнефть' - не 'Лукойл', это региональная провинциальная компания".
"Лукойл", вторая по величине российская нефтяная компания, обладает более широкими возможностями лоббирования. Но в декабре, после того как Россия поддержала резолюцию 1441 Совета Безопасности (СБ), Ирак заявил, что аннулирует контракты с компанией "Лукойл" на разработку месторождений Западная Курна (West Qurna). Впоследствии, после увольнения в отставку причастного к этому заявлению иракского министра, данное решение оказалось под сомнением. Руководство компании "Лукойл" настаивает, что его иракские контракты остаются в силе. "Контракт был подписан и, согласно международным правилам, все еще считается действительным", - заявил в понедельник представитель по связям с общественностью компании "Лукойл". - Мы рассчитываем, что он будет восстановлен. Разумеется, он сможет быть восстановлен только после того, как будут отменены санкции и, понятное дело, закончатся боевые действия. Мы не можем делать гипотетические заключения и предсказания, пока идет война и льется кровь".
Вне нефтяной индустрии есть также и другие российские контракты, которые пока находятся в подвешенном состоянии. Помимо утраченных доходов от нефти, компания "Татнефть" озабочена тем оборудованием на сумму около 2 млн. долл. США, которое она поставила на свои иракские нефтяные месторождения, а также контрактами на сумму от 920 млн. до 1,5 млрд. долл. по продаже Ираку автомобильных покрышек через свои дочерние предприятия.
"КаМАЗ", другая базирующаяся в Татарстане компания, поставляет иракцам грузовые автомобили. В январе нынешнего года делегация с Ульяновского автомобильного завода (УАЗ), что расположен на Урале, ездила в Багдад для переговоров о продаже своих джипов министерству сельского хозяйства Ирака. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) имеет заказ на поставку 5000 автомобилей "Волга" иракскому министерству транспорта. Планы продажи Ираку легких грузовиков "Газель" были нарушены в результате наложенного ООН запрета на том основании, что эти грузовики могут иметь военное применение.
"Мы отслеживаем ситуацию. Возможно, наша позиция не вполне соответствует позиции г-на Буша, - говорит глава службы общественных связей ГАЗ Василий Сарычев. - Ирак как страна все еще будет существовать, и им потребуются автомобили".