Более неподходящего момента для своего визита в Россию советник по национальной безопасности США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) выбрать не могла. Незадолго до ее вчерашних переговоров с российским руководством стало известно сообщение одного российского информационного агентства, что якобы по настоянию США уже отпечатаны новые деньги для постсаддамовского Ирака. Банкноты - без портрета Хусейна, изображенного на действующих до сегодняшнего дня и отпечатанных в 1985 году в Советском Союзе динарах - представляют собой новую провокацию для антивоенного альянса.
Дело в том, что Россия, Германия и Франция требуют, чтобы восстановление Ирака и формирование нового послевоенного порядка взяла в свои руки Организация Объединенных наций. «Кто будет там работать после войны и как, это дело ООН», - потребовал заместитель министра иностранных дел Юрий Федотов. Райс, напротив, напомнила о ведущей роли своей страны в послевоенном Ираке: «Естественно ожидать, что союзнические силы будут играть ведущую роль после того, как они приняли участие в освобождении Ирака, жертвовали во имя этого жизнью и проливали кровь». Несмотря на разногласия, США по-прежнему придают большое значение партнерству с Россией, заверяла в Москве, согласно информации дипломатов США, Райс.
Но настроение в дополнение ко всему расстроило то, что российский посол в Багдаде Владимир Титоренко назвал обстрел российской автоколонны в Ираке «запланированным нападением американских военнослужащих». В воскресенье, во время эвакуации из Багдада, российские дипломаты и журналисты были обстреляны из американских винтовок М-16. Доказательством этого являются пули, извлеченные во время срочной операции из тела водителя Титоренко. Райс, сказал дипломат США, заверила, что инцидент был не преднамеренным. Но США не берут на себя ответственность за то, что колонна «оказалась не в то время и не в том месте».
Перед визитом советника по национальной безопасности, встретившегося с министром иностранных дел Игорем Ивановым, секретарем Совета безопасности Владимиром Рушайло и министром обороны Сергеем Ивановым, Россия начала смягчать свою жесткую позицию по отношению к США. Не в последнюю очередь, по той причине, что в стороне в послевоенном Ираке не должны оказаться и российские нефтяные компании. Российские компании имеют иракские заказы на сумму 52 млрд. долларов США.
Россия также надеется убедить США допустить ООН к решению вопроса об использовании соответствующих иракских активов. Тон, которым говорит Россия, стал мягче, не в последнюю очередь, по этой причине: если в начале войны президент России Владимир Путин говорил о «серьезной политической ошибке», то теперь официальная Москва дает задний ход. «Россия сотрудничала с США и будет продолжать сотрудничать с Вашингтоном, - сказал Путин. - Россия по политическим и экономическим причинам не заинтересована в конфронтации с Америкой».