Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Джек Стро: Мои четыре обязательства

Глава МИД Великобритании Джек Стро разъясняет позицию Лондона в иракском конфликте

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ближайшее время Великобритания выступит "с инициативой принятия новых резолюций СБ ООН, подтверждающих принцип территориальной целостности Ирака и подтверждающих полномочия нового руководства Ирака в послевоенный период". Об этом говорится в статье главы британского МИД Джека Стро, опубликованной во французской Le Figaro. Автор статьи не исключает повторения в будущем ситуации, когда мандат СБ ООН не будет обязательным для силового решения международных проблем. Так, он призывает наряду с ООН усилить также "механизм многосторонних консультаций, который необходимо использовать в тех крайних случаях, когда решимость международного сообщества окажется под сомнением".

В статье главы МИД Великобритании Джека Стро под заголовком "Мои четыре обязательства", опубликованной в номере Le Figaro за 9 апреля, в частности, говорится: «В 20 веке уже были напряженные моменты в отношениях между Великобританией, Францией и США. На Парижской конференции в 1919 году Жорж Клемансо (в 1917-1920 гг.- премьер-министр Франции - прим. пер.) сожалел, что не смог определиться со своей позицией и оказался между Вудро Вильсоном (в 1912-1921 гг.- президент США - прим. пер.) и Давидом Ллойдом Джоржом (в 1916-1922 гг. - премьер-министр Великобритании - прим. пер.), как «между Иисусом Христом и Наполеоном».

В 1956 году, во время Суэцкого кризиса, Франция и Великобритания вместе противостояли Соединенным Штатам Америки (имеется в виду Суэцкая война, которую в 1956 году Англия, Франция и Израиль вели против Египта; в ноябре 1956 г. на сессии Генассамблеи ООН США подвергли критике военную операцию союзников - прим. пер.). Десятью годами позже Великобритания обнаружила, что ей не нашлось места в концепции Европейского Сообщества, разработанной генералом де Голлем. Однако, невзирая на все эти напряженные моменты, англо-французские отношения не только не ослабли, но и окрепли.

Я убежден, что позиция наших стран будет и в дальнейшем совпадать, несмотря на их разногласия в иракском вопросе. Почему? Потому, что в центре нашей внешней политики находятся общие ценности: демократия, права человека и правовое государство. Мы ставили эти ценности во главу угла, чтобы давать отпор вызовам коммунизма в период «холодной войны». Я уверен, что в ходе моей сегодняшней встречи с главой МИД Франции Домиником де Вильпеном мы оба заявим о готовности объединиться, чтобы вновь защитить эти ценности в борьбе с новыми угрозами, в частности, с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения.

Великобритания приняла решение применить силу с целью обязать Ирак соблюдать основы международного права, потому что она, как и Франция, уважает авторитет ООН, который игнорировался в течение двенадцати лет Саддамом Хусейном. К ноябрю прошлого года, когда СБ ООН единогласно принял резолюцию 1441, Саддам Хусейн практически не выполнил ни одной из 16 предыдущих резолюций, в которых содержался призыв разоружиться. Я думаю, что, если бы мы не заставили Ирак выполнить условия резолюции 1441, мы поставили бы под сомнение авторитет ООН и, таким образом, воодушевили бы другие страны разрабатывать самое смертоносное в мире оружие.

Мне известно, что Франция не разделяет такой подход, зато она разделяет наш интерес к будущему Ирака. Сегодня наша первая цель - это военная операция. Но мы много думали о послевоенном урегулировании. Мы верим в будущее благополучие иракцев, равно как и в их освобождение. В краткосрочной перспективе мы берем на себя четыре обязательства, затрагивающие проблемы оказания гуманитарной помощи и восстановления страны, а также концепцию воссоединения страны.

Первое обязательство. В ближайшие дни и недели наша армия выполнит неотложные задачи по нормализации ситуации в Ираке: на эти цели министерству обороны Великобритании выделено 30 млн. фунтов стерлингов. В свою очередь, британское министерство по международному развитию выполнит в Ираке задачи гуманитарного характера: на эти цели из бюджета выделено 210 млн. фунтов стерлингов, из которых 115 млн. передано международной организации Красного Креста и Красного Полумесяца. Эти средства будут направлены на поставки в освобожденные районы Ирака продуктов и оказание необходимой помощи населению.

Второе обязательство. Мы будем заботиться о том, чтобы в среднесрочной и долгосрочной перспективе контроль за оказанием международной помощи Ираку осуществляла именно ООН, которая отлично справилась с этой задачей, выполняя в течение семи лет программу «Нефть в обмен на продовольствие». Я счастлив, что в соответствии с принятой единогласно резолюцией СБ ООН 1472 от 28 марта именно ООН принадлежит главная роль в оказании Ираку гуманитарной помощи в период после отстранения от власти Саддама Хусейна. Эта центральная роль ООН необходима для привлечения финансовых средств крупных международных организаций и спонсоров. Эти средства будут так необходимы для восстановления Ирака.

Третье обязательство. Мы будем сотрудничать с ООН и странами-членами ООН в деле восстановления и модернизации Ирака. Мы выступим с инициативой принятия новых резолюций СБ ООН, подтверждающих принцип территориальной целостности Ирака и подтверждающих полномочия нового руководства Ирака в послевоенный период. Я очень надеюсь, что после падения иракского режима ООН сыграет ведущую роль в организации конференции, объединяющей представителей всех слоев иракского общества. Речь будет идти о том, чтобы сам иракский народ принимал все решения, касающиеся экономического и политического будущего Ирака. Это очень важно.

Четвертое обязательство. Наконец, мы будем стремиться к тому, чтобы нефтяное богатство было использовано на благо иракского народа и способствовало развитию инфраструктуры и услуг, в которых так нуждается страна. Ввиду масштабности задачи реконструкции Ирака кое-кто не упустит шанса подвергнуть критике очевидную незначительность усилий, приложенных для восстановления стабильности и благополучия в стране, население которой неоднородно по этническому составу и где сохраняется недоверие к любому иностранному вмешательству.

Мы уже слышали эти упреки, когда речь шла об Афганистане. Однако там после свержения режима талибов, последовавшего благодаря операции США, Великобритании и Франции, мы стали свидетелями одного из крупнейших в истории человечества перемещений населения: всего за полтора года на свою родину вернулось более полутора миллиона беженцев. Сегодня именно афганский народ, а не талибы, принимает решения, затрагивающие его будущее.

Падение жестокого режима вернуло надежду тем, кто покинул страну, поддавшись страху и отчаянию. Мы разделяем те же намерения в отношении Ирака и надеемся, их поддержат 4 миллиона иракцев, бежавших из страны, спасаясь от террора Саддама Хусейна. Я надеюсь, что Франция и Великобритания смогут сообща работать над восстановлением страны и отложат в сторону разногласия этих минувших недель. Наши ценности остаются прежними. Именно эта работа докажет надежность и глубину наших отношений, так как мы смогли продолжить сотрудничество во многих других областях, в частности, в ходе операции в Македонии, осуществленной в рамках концепции Европейской политики в области безопасности и обороны. Нашим двум странам, уделяющим серьезное внимание вопросам внешней политики и обороны, предстоит многое сделать в этих областях.

Предстоит также решить немало проблем, в частности, как путем многосторонних действий бороться с распространением оружия массового уничтожения, используя при этом политику «кнута и пряника». Наконец, надо возобновить наши усилия в области строительства более сильной Европы, которая будет выступать на мировой арене с единой позиции и будет достаточно жизнеспособной в сферах внешней политике и обороны.

На наш взгляд, Европа будет мощной положительной силой и равноправным партнером США, а не их соперником или вассалом. Мы будем продолжать играть важную роль в Конвенции о будущем Европы, по отношению к которой наши обязательства остаются неизменными. Надо также усилить ООН и механизм многосторонних консультаций, который необходимо использовать в тех крайних случаях, когда решимость международного сообщества окажется под сомнением. После преодоления нынешнего кризиса Франция, Великобритания и их союзники должны вместе подумать над этими вопросами с целью добиться прогресса в их решении. Я к этому готов".