Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сопротивляясь супердержавным искушениям

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сможет ли администрация Буша довершить свою блестящую военную кампанию в Ираке умной политической и дипломатической кампанией после войны? Сможет, если избежит некоторых опасных искушений. Единственная мировая супердержава не должна таить злость, а иногда и не может себе этого позволить. Ни один из союзников не помешал военным усилиям американцев больше, чем Турция, но в то время, как США пытается создать демократический Ирак, было бы политическим и стратегическим безумием наказывать единственную стабильную умеренную мусульманскую страну в регионе

Сможет ли администрация Буша довершить свою блестящую военную кампанию в Ираке умной политической и дипломатической кампанией после войны? Сможет, если избежит некоторых опасных искушений.

Первое искушение - в самом Ираке, где некоторые чиновники Буша, возможно, захотят поддержать политический капитал людей, которых они знали и которым доверяли многие годы - таких, как Ахмед Халаби.

Понять это можно, но это будет ошибкой. Халаби, несомненно, хороший человек. Находясь в ссылке, он денно и нощно трудился во вред Саддаму Хусейну. Если сейчас своими собственными усилиями он сможет заручиться реальной поддержкой иракцев, тогда весь мир пожелает ему успехов. Но США не должны отдавать ему действенного предпочтения перед другими потенциальными лидерами, особенно перед теми, которые сейчас могут появиться в Ираке. В минувшее воскресенье Пол Вулфовиц сформулировал эту мысль следующим образом: «нельзя говорить о демократии, а потом развернуться и сказать, что мы собираемся назначить лидеров этой демократической страны». Абсолютно верно, и США не должны помогать Халаби или кому-нибудь еще объявлять себя иракским Шарлем де Голлем в оставшиеся дни войны. Если станет ясно, что США затеяли войну, чтобы привести к власти Халаби, большой успех президента Буша будет значительно дискредитирован.

Второе искушение - в Европе. У администрации США есть сейчас сильное желание наказать бывших европейских союзников, которые возражали против войны. В Вашингтоне зреет чувство праведного триумфа, и мщение - естественное человеческое желание. Но в собственных интересах американцев - проявить сейчас немного великодушия.

Единственная мировая супердержава не должна таить злость, а иногда и не может себе этого позволить. Ни один из союзников не помешал военным усилиям американцев больше, чем Турция, но в то время, как США пытается создать демократический Ирак, было бы политическим и стратегическим безумием наказывать единственную стабильную умеренную мусульманскую страну в регионе. Администрация Буша, похоже, может зарыть топор войны с Владимиром Путиным, закрыв глаза на поставки Россией запрещенного оружия в Ирак. Китай, очевидно, тоже не поплатится за союз с Францией и Россией в противодействии войне.

Тогда почему бы не вознаградить европейцев? Разумеется, Буш должен поощрить тех, кто пошел на риск и поддержал его, особенно Тони Блэра. И невозможно будет эффективно сотрудничать с Францией, пока правительство Ширака будет строить из себя мощный противовес Соединенным Штатам. Но если покажется, что США просит европейцев выбрать, быть ли тем «европейцами» или «проамериканцами», мы проиграем. Европейский Союз остается главным политическим институтом в европейском обществе, и Блэр пытается залатать свои прохудившиеся отношения с Европой. Наказание «непослушных» европейцев ему не поможет.

Соединенные Штаты не должны пытаться расколоть Европу; пусть это сделает Франция. Большинство европейских лидеров осознает, что политика противодействия США делает европейское единство невозможным. Администрация Буша, со своей стороны, должна принять Европу. На прошлой неделе Колин Пауэлл хорошо поработал в Брюсселе, а вице-президент Чейни встретился с представителем ЕС по внешней политике Хавьером Соланой. Время делать следующий шаг. Если насущные национальные интересы диктуют необходимость забыть прошлое Москве, Пекину и Анкаре, то почему, например, не забыть прошлые шаги Берлина? Не в пример Турции, Германия не закрывала свое небо для транзита американской военной авиации на время войны и не ограничивала использование американских военных баз на своей территории. Германия послала ракеты «Patriot» Израилю. Многие ведущие немецкие политики хотели бы восстановить связи с Соединенными Штатами. Если этих доводов недостаточно, возможно, на чиновников Буша подействует такое соображение: чем больше США «наказывают» германское правительство, тем сильнее мы толкаем встревоженную, изолированную Германию в гостеприимно распахнутые объятия Франции. Если Буш может звонить Путину по телефону, он может позвонить Герхарду Шредеру тоже - не потому, что тот ему нравится, а потому, что это будет умно.

Лучший способ заставить большинство европейцев изменить свою позицию - убеждение, а не наказание. И это подводит нас к третьему искушению. По мере завершения военной кампании может появиться тенденция свернуть и публичную дипломатическую кампанию тоже. На самом деле, администрация должна поступить как раз наоборот. Когда сражения прекратятся, администрация Буша должна будет работать еще сильнее, чтобы оправдать войну.

Соединенные Штаты могут завоевать умы и сердца в Европе, а, быть может, и в арабском мире, убеждая людей оглянуться назад и понять, что война была более справедливой, чем они думали. Разумеется, администрация собирается обнародовать весь список найденного американскими войсками оружия массового поражения - и его будет много. Но огромные усилия должны также быть направлены на документирование и предание гласности жестокой сущности режима Саддама Хусейна - во всех ужасающих подробностях. Какой-нибудь миллиардер должен будет финансировать создание в Багдаде аналога «музея Холокоста», который увековечит память о страданиях иракцев (а также кувейтцев и иранцев) за последние четверть века. Их голоса должны быть наконец услышаны всеми, в том числе и теми, кто затыкал уши от призывов из Ирака, потрясая кулаками в сторону США.

В общем, возможность для Америки оставаться мировым лидером в будущем будет во многом зависеть от того, как мир поймет и будет помнить эту войну. Эта битва только начинается, и если администрация сможет быть столь же искусной в дипломатии, как и в войне, то она выиграет и ее тоже.