В Москве в настоящее время объявлена пауза: со времени начала войны в Ираке индекс «РТС» замер почти на одной отметке. В 2002 году ведущий российский индекс вырос почти на 40 процентов, достигнув, примерно, 360 пунктов, в последнее время этот уровень изменился лишь незначительно. Вчера это было около 370,82 пунктов.
Впрочем, с учетом войны в Ираке это можно расценивать как показатель стабильности. В прежние времена событие, сравнимое с войной, видимо, поколебало бы индекс «РТС», проявлявший долгие годы неустойчивость, намного сильнее. Фондовый рынок Москвы, в частности, все еще сильно зависит от нефти, цена на которую могла сильно измениться в связи с развитием событий в Ираке. Однако российская экономика в отличие от прежних лет стабилизировалась: внутренний валовой продукт увеличивается, примерно, на четыре процента ежегодно, начаты структурные реформы, приобретает первые очертания диверсификация экономики страны. Прежде всего, иностранные инвесторы начинают обращать все больше внимания на то, что шансы вкладывать капиталы в котирующиеся акции предприятий существуют не только в нефтяной промышленности, говорит специалист по рынку ценных бумаг из российской брокерской компании "Renaissance Capital" Катя Малофеева.
Иностранцы, проявляющие сдержанность
При этом она приводит в качестве примеров компании пищевой промышленности («Вимм-Билль-Данн», «Балтика») и предприятия машиностроения («ОМЗ»). Иностранные инвесторы, напротив, по-прежнему с опаской смотрят на то, что доля российского нефтяного и газового секторов в рыночной капитализации "RTS" продолжает сохраняться на уровне 72 процентов. Поэтому в настоящее время непредсказуемость развития цены на нефть заставляет иностранных инвесторов держаться подальше от фондового рынка Москвы, говорит эксперт по рынкам стран с переходной экономикой Кирилл Мальцев из московской компании "Broker Rye, Man & Gor".
Если перед финансовым кризисом 1998 года 70 процентов инвесторов были представителями зарубежья, а остающиеся 30 процентов - России, то в настоящее время это соотношение изменилось на 180 градусов. Как только ситуация в Ираке разрядится, международный капитал, по-видимому, быстро вернется в Москву, полагает Мальцев. Такую уверенность разделяет также Малофеева, причем эксперты едины в том, что ничего экстремального с ценой на нефть не произойдет. Цена на черное золото слишком уж не упадет и не поднимется - таков вывод. При этом боязнь чересчур низкой цены слишком очевидна. Цена нефти, в настоящее время она составляет 25 долларов США за баррель (марка «Brent»), считается главной причиной взлета на российском фондов рынке в последние два года.
Положение дел с реформами
Если цена опустится до уровня 11-13 долларов США за баррель, то существенно пострадает прибыльность котирующихся акций нефтяных концернов, таких, как «Лукойл», «Юкос» или «Сургутнефтегаз», поясняет Малофеева. Результатом было бы сокращение налоговых поступлений в казну много задолжавшего государства, вряд ли удалось бы избежать нового бюджетного дефицита. Под угрозой оказалось бы образцовое в последнее время обслуживание долгов. Впрочем, глядя на Кремль, Мальцев опасается и высокой цены на нефть. Если она поднимется выше 30 долларов США за баррель, то правительству придется напрячь усилия, чтобы продолжить срочно необходимые реформы в области налоговой системы и пенсионного страхования с нынешней скоростью, предупреждает Мальцев.
Не иначе видит ситуацию эксперт по рынку ценных бумаг из московского филиала компании "Hongkong Shanghai Banking" (HSBC) Дмитрий Иудин. В частности, он, как и его коллега Мальцев, ожидает, что на выборах победит лагерь реформаторов во главе с президентом Путиным. Но фондовый рынок не станет воспринимать это как данность. Нельзя исключать политических сюрпризов. «Воздействие водоворота будет не столь мощным, как на прошедших выборах, но рост индекса «РТС» во второй половине года на 25-30 процентов возможен», - говорит с оптимизмом Иудин.