Режиму Саддама Хусейна (Saddam Hussein), пришел, очевидно, конец, но дискуссия относительно того, каким должно быть послевоенное будущее Ирака, началась только сейчас. Президент США Джордж Буш (George Bush) и премьер Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) договорились во время своей встречи относительно решающей роли ООН при восстановлении. Своего рода контр-саммит к встрече в верхах в Белфасте созывает теперь в Санкт-Петербурге президент России Владимир Путин. Завтра Путин встречается там с канцлером Германии Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder) и президентом Франции Жаком Шираком (Jacques Chirac). Канцлер собирается говорить с Путиным в рамках «Петербургского форума» - германо-российского дискуссионного мероприятия. Но Путин неожиданно пригласил на него и Ширака. Таким образом, тройственный союз противников войны собирается впервые со времени начала войны.
Кремль пригласил на встречу также генерального секретаря ООН Кофи Аннана (Kofi Annan), но тот приглашение тут же отклонил. Встреча с тремя решительными противниками войны показалась ему, как говорят, слишком щекотливым делом по политическим соображениям. На будущей неделе Аннан отправляется на саммит ЕС, посвященный вопросу расширения Союза, чтобы обсудить с европейцами проблемы послевоенного Ирака.
Комментаторы США опасаются, что дело может дойти до новой ссоры между тройственным союзом, а также Вашингтоном и Лондоном. Германия, Франция и Россия хотят организовать восстановление Ирака под эгидой ООН и поэтому, говоря об этом, имеют в виду не только оказание гуманитарной помощи, но и формирование новой политики, экономики и организацию управления. Но в США уже давно создан для Багдада теневой кабинет. По этой причине обещание Буша, данное на встрече в Белфасте, не устраивает, по меньшей мере, французов: Ширак подчеркнул, что восстановление в стране должно быть единоличной задачей ООН. Кремль, однако, и это бросается в глаза, воздерживается от комментариев. Но в Москве становится все больше голосов, предостерегающих по поводу гегемонизма США на Среднем Востоке.
Президент России, от которого исходила инициатива проведения встречи, попал из-за войны в Ираке в трудное положение. Путин не хочет ставить под угрозу новое партнерство с США, и все же отношения с Вашингтоном он испортил, вступив в антивоенный союз с Берлином и Парижем. Еще в феврале, во время своего визита в Берлин, он настойчиво предостерегал от антиамериканизма. В своей собственной стране Путин сидит сразу на двух стульях: с одной стороны, он разделяет позицию ястребов, которые с антипатией относятся к его прозападному курсу, и в то же время занимает сторону политиков либерального толка, предостерегающих от дипломатической конфронтации с США.
Путин, разговаривая по телефону с Бушем, подтвердил, что диалог двух стран должен быть продолжен. В последние дни американцы усиленно добивались поддержки со стороны Москвы. Советник по национальной безопасности Буша Кондолиза Райс (Сondoleezza Rice) подчеркнула, сколь важным остается для Вашингтона партнерство с Москвой. А один дипломат США не исключил шанса на участие России в восстановлении Ирака, если та займет «конструктивную» позицию - на стороне США.