Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Арабский мир устал

Марокканский писатель Тахар Бен Желлун считает, что война в Ираке еще более усугубит проблемы арабского мира

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Благодаря фундаменталисту Бушу, благодаря высокомерию его советников и непониманию ими психологии иракского народа Саддам уже готовится получить статус «героя», - таково мнение известного марокканского писателя Тахара Бен Желлуна. В своей статье в газете Le Monde он отмечает: "Арабские народы, которые достаточно информированы об этой войне, могут только восхищаться этим лидером и готовы забыть о всех преступлениях и ужасных войнах, которые он спровоцировал". Тахар Бен Желлун считает, что США должны предстать перед Международным Уголовным Судом

В статье Тахара Бен Желлуна под заголовком «Арабский мир устал», опубликованной в номере Le Monde за 10 апреля, в частности, отмечается: «Арабская легенда гласит, что один раз в течение столетия человек, не являющийся ни героем, ни мучеником, выполняет миссию, предопределенную провидением свыше: он спасает нацию. Наделенный естественной властью, этот человек знает, что его призвание - разбудить усыпленный народ, народ, обессилевший от жестокой фатальности, порождающей страх и пассивность.

Этого человека арабский мир ждет уже давно. О нем говорят, его упоминают, на него надеются и совершают молитвы, чтобы ускорить его появление. Я не знаю, как оценивать эту легенду, но если этот человек существует, то я уверен, что у него нет никакого желания прийти на помощь Саддаму Хусейну, виновному в столь многочисленных бедах. Возможно, вместо этого человек с божественной миссией попытается внушить арабскому миру твердую волю к тому, чтобы избавиться от тех, кто его эксплуатирует и подавляет. Молодежь арабского мира, нетерпеливая и недовольная, готова пойти на крайности. Прогрессивные политические организации подавлены, а гражданское общество не создано. Во многих арабских государствах правовое государство отсутствует. Зато здесь часто слышны нерациональные призывы и выступления религиозного или националистского характера. И народ выражает свой гнев, когда может.

Откуда приходит эта потребность в харизматическом и авторитарном отце, который стремится объединить арабский мир? Арабский народ поверил в египетского лидера Насера (1918-1970 гг.), человека, которого так долго ждали. Насер сделал все, что мог, чтобы объединить арабскую нацию и вернуть ей достойное место в мире и подавленное колониализмом достоинство. Но этот лидер, возможно, искренний и патриотически настроенный, больше доверял своим многочисленным спецслужбам и эффективным методам наказания оппозиции, чем требованиям демократии и свободы. Его вспоминают как националиста, который не доверял своему народу и его прогрессивной элите. С того времени все главы государств в арабском мире, пришедшие к власти незаконным путем или избранные 99% и даже 100% голосов избирателей, пытаются взять на себя роль того самого мессии.

Сегодня наиболее фольклорным и анахроничным из этих лидеров остается ливийский президент Муаммар Каддафи, человек изолированный и преследуемый семьями жертв терактов, совершенных его агентами, человек, подвергшийся публичному унижению со стороны своих коллег на недавнем арабском саммите. В течение всей своей жизни он стремился к тому, чтобы любой ценой создать союз со своими соседями и деспотично править своим народом. Он очень хотел продолжить дело, начатое Насером и стать в глазах арабов человеком, который собирается восстановить их было могущество на исторической сцене! Однако потерпел неудачу и, очевидно, отказался от своих отважных мечтаний, найдя утешение в мистицизме и низкопробной литературе.

Саддам Хусейн - намного опаснее, циничнее и коварнее, чем Каддафи. Этот человек является чистым продуктом политической грубости, которая пролила столько крови в Ираке после свержения монархии в 1958 году. Он играет в одиночку и не верит в возможность арабского союза и другие беспочвенные мифы. Это деспот, знающий весь механизм и всю сложность политики. Его сирийский сосед - президент Хафез Асад был большим стратегом, наделенным выдающимися умственными способностями. Он ввел в Сирии диктатуру, но ни разу не вовлек свой народ в воинственные авантюры, как это сделал Саддам, атаковавший в 1980 году Иран, а в 1990 году - Кувейт.

Зато когда в феврале 1982 года «Братья-мусульмане» восстали в городе Хама, Хафез Асад без колебаний приказал своему брату Рифату Асаду подавить восстание, и там всего в течение несколько часов было убито около 25 тысяч человек. Несколько лет спустя так же поступил Саддам Хусейн, применив отравляющий газ против восставших жителей города Халабджа. Достаточно вспомнить эти два массовых убийства, чтобы понять, почему арабский мир так далек от того, чтобы выйти из глубокого кризиса. Саддам не смог наладить сотрудничество с бен Ладеном потому, что не доверяет ему, а также потому, что теракты не соответствовали его стратегии: находиться у власти вечно.

Драма состоит в том, что все лидеры арабского мира, которые правят жестоко, чутко улавливают менталитет большей части арабского населения. Они предстают в глазах народа как герои и продолжатели дела Саладина (Саладин, Салах-ад дин /1137-93 гг/.- султан Египта и Сирии, получил известность в арабском мире как великий полководец - прим. пер.). Эти диктаторы выдают себя за спасителей, будучи при этом людьми без принципов и морали и угнетателями своего народа, а это приводит к интеллектуальному и политическому обнищанию арабского мира.

Трудно сегодня требовать от толпы арабов, протестующей против войны в Ираке, понимания различия между народом и его лидером. Ну а труднее всего сказать: «Я защищаю правое дело иракского народа, и я осуждаю Саддама». Эта неясность нетерпима. Благодаря фундаменталисту Бушу, благодаря высокомерию его советников и непониманию ими психологии иракского народа, Саддам уже готовится получить статус «героя». Арабские народы, которые достаточно информированы об этой войне, могут только восхищаться этим лидером и готовы забыть о всех преступлениях и ужасных войнах, которые он спровоцировал. Демонстранты в Египте, в Иордании и даже в Марокко выступают с лозунгами, которые поддерживаются исламскими фундаменталистами.

Мы находимся на пороге новых поражений на пути к демократии и свободе личности в арабском мире. Американцы, пришедшие сюда со своей смертоносной техникой, ошибочно думают, что иракцы поддержат их! Политическое поражение американцев состоит в том, что они так и не поняли элементарного принципа клана, который не может отречься от своего отца. Саддам воспринимается в иракском обществе как отец, даже если он убивает некоторых членов племени. Атаковать главу - это наилучший способ усилить союз клана.

В этой новой трагедии проиграет идея демократии в арабском мире, который сегодня итак разделен. Его душа растоптана таким количеством лжи и иллюзий, изменами и многократным унижением, что его невозможно утешить. И поэтому арабский мир ищет спасения в религии и доверяет шарлатанам, которые умеют усилить его предубеждения. В религиозных речах он находит утешение и успокоение, которое политики не смогли ему дать. Ко всему этому примешиваются нерациональная и извращенная форма политики выжидания.

Команда Буша несет серьезную ответственность за свои действия, которые приведут к еще большей экономической отсталости и интеллектуальной деградации арабского мира. Если бы ООН могла бы рассмотреть это дело, Буш и его советники должны были бы отвечать за преступления против человечества и предстать перед Международным Уголовным Судом, который Америка отказывается признавать».

* Тахар Бен Желлун

(р.1944) - известный марокканский писатель, живет во Франции с 1971 года, автор многих романов и эссе, сочетает в своем творчестве проблемы эмигрантов во Франции с магрибинским фольклором и историей своей родины. В 1987 году был удостоен Гонкуровской премии за роман «Священная ночь».