Американцы и их союзники выиграли войну всего за три недели, следуя стратегии Дональда Рамсфельда. Разумеется ни Багдад, ни тем более вся страна пока еще полностью не контролируется войсками. Также ожидается дальнейший рост числа жертв среди мирного населения Ирака, количество которых уже достигло очень большого числа. Вчерашний снос главной статуи Саддама Хусейна американскими солдатами в центре Багдада был очень символичен, очевидно этот день войдет в историю, как конец режима Хусейна.
Победа целиком достается Джорджу Бушу. Эта война, начавшаяся в обход ООН и при явном несогласии таких стран, как Россия, Китай, Франция и Германия, отчетливо показала, что спустя пятнадцать лет после крушения берлинской стены, США остаются единственной сверхдержавой.
США не увязли в Ираке, хотя еще недавно в этом были уверены некоторые эксперты, а некоторые даже желали этого. Полностью контролируя иракское небо, под которым находилась плохо экипированная армия со старым вооружением, защищавшая обнищавшую за двенадцать лет эмбарго страну с не самым популярным режимом, войска США, конечно, не дали Ираку никаких шансов им противостоять. Кроме того, следует заметить, что война преследует цели и за пределами Ирака. Поскольку американцы считают, что их внешняя политика, основанная на концепции однополярного мира, не встретит серьезного противостояния в мире, Белый Дом хочет реализовать простой план, а именно: умиротворить Ближний Восток путем установления там проамериканской демократии. Ирак только что стал тому примером.
Следующая фаза передела на Ближнем Востоке, что начинается сейчас, также важна, как и вчерашняя победа над режимом Саддама Хусейна. Она заключается в создании в Багдаде режимной демократии, которая, тем не менее, не будет популярна ни у населения, ни у культурных и религиозных деятелей этой страны.
Кроме этого, есть и другие подводные камни: растущее недоверие к США граничащих с Ираком стран. Ни религиозные радикалы Ирана, ни президент Сирии Башар Аль-Ассад, ни королевства Иордании и прочих стран Персидского залива не желают распространения Вашингтонской демократической модели, которую сейчас Америка устанавливает в Ираке.
Соединенные Штаты в обозримом будущем сохранят некоторых из своих союзников на Ближнем Востоке, прежде всего, Саудовскую Аравию, которая все-таки не так сильно нарушает права человека, как Ирак. Риск заключается в том, что кризис или очередные выборы могут спровоцировать появление радикальных исламских государств. Что же касается Израиля и Палестины, то Джордж Буш вряд ли пойдет на уступки правительству Ариеля Шарона.
Понятно, что оседание нефтяных запасов в руках фамильных монархий, находящихся у власти в странах Персидского залива является причиной основных проблем в арабском мире. Также это способствует и появлению терроризма. Учитывая политику, экономику и стиль жизни, сложившиеся на Ближнем Востоке, сложно гарантировать, что "проамериканская модель демократии" может там иметь какое-либо будущее.Итак, один диктатор уже свергнут. Вашингтон теперь уже, конечно, не откажется от своих дальнейших планов на Ближнем Востоке, тем не менее уже нельзя игнорировать растущие в этой связи риски.