Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ничего не стоящие медали Саддама

Соединенным Штатам и их союзникам следует потребовать у Кремля, чтобы торговцы оружием были привлечены к ответственности, а поставки российского оружия государствам-изгоям были прекращены

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня всем известно, что российские производители оружия и военной техники на протяжении многих лет вплоть до начала и даже в первые дни возглавляемой Соединенными Штатами военной кампании против Ирака в нарушение санкций Организации Объединенных Наций (ООН) поставляли в эту страну свою продукцию. Тайные поставки нередко осуществлялись через третьи страны, например, через Сирию. Обыкновенно системы оружия поставлялись в разобранном виде, а затем собирались в Ираке, иногда с помощью российских техников, которые там находились. Некоторые из поставляемых систем оружия явно предназначались для того, чтобы сократить техническое превосходство коалиционных сил и тем самым повысить их боевые потери.

Г-н Сокор является старшим научным сотрудником вашингтонского Института продвинутых стратегических и политических исследований

11 апреля 2003 года. Сегодня всем известно, что российские производители оружия и военной техники на протяжении многих лет вплоть до начала и даже в первые дни возглавляемой Соединенными Штатами военной кампании против Ирака в нарушение санкций Организации Объединенных Наций (ООН) поставляли в эту страну свою продукцию. Тайные поставки нередко осуществлялись через третьи страны, например, через Сирию. Обыкновенно системы оружия поставлялись в разобранном виде, а затем собирались в Ираке, иногда с помощью российских техников, которые там находились. Некоторые из поставляемых систем оружия явно предназначались для того, чтобы сократить техническое превосходство коалиционных сил и тем самым повысить их боевые потери.

Таким образом, прямо со складов фирмы-производителя иракской армии были поставлены тысячи сделанных в России индивидуальных приборов ночного видения (ПНВ), чтобы позволить иракцам вести боевые действия против коалиционных сил ночью. Российские производители также продали Ираку противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) "Корнет" и бронебойные артиллерийские снаряды. С помощью ПТУР "Корнет" в начальный период военной кампании в Ираке были подбиты несколько американских танков "Abrams".

Саддам Хусейн (Saddam Hussein), желая произвести как военный, так и политический эффект, приобрел у России совершенно новенькие станции радиоэлектронных помех американской спутниковой системе определения координат GPS (сокращение от Global Positioning System - прим. пер.). Эти станции ставят активные помехи GPS, которая обеспечивает навигацию американской авиации и наведение на цель управляемых боеприпасов. Передатчики помех дезориентируют летчиков и сбивают с траекторий "умные" боеприпасы.

Это не только обеспечивает дополнительную защиту иракским военным объектам, но также наносит сопутствующий ущерб гражданскому населению, что затем используется в пропагандистских целях. Передатчики помех системе GPS, вполне возможно, стали причиной некоторых чрезвычайных происшествий, в ходе которых американские управляемые боеприпасы отклонились от цели и поразили британские самолеты, один иракский автобус, а также упали на территории Турции, Сирии и Ирана. Российские и мировые средства массовой информации (СМИ) ухватились за эти инциденты и терзали Америку до тех пор, пока американские вооруженные силы не обнаружили и не уничтожили большинство станций радиоэлектронных помех системе GPS.

Саддам также получал из России компоненты и запчасти для тяжелого вооружения советской эры, которое составляет основу арсенала вооружений иракской армии. Сюда входят ракеты "Scud-C" (условное обозначение НАТО, в свое время присвоенное одному из типов советских оперативно-тактических ракет, которые в Ираке именуются "al-Hussein" - прим. пер.), зенитных ракет, основных боевых танков вроде Т-72 и боевых вертолетов.

Значительная часть арсенала вооружений иракской армии пережила первую войну в Персидском заливе и в последующие годы требовала обслуживания и ремонта. Российские дилеры и их уполномоченные в третьих странах поставляли компоненты и запчасти, а иногда даже и целые системы вроде транспортно-боевых вертолетов Ми-24 "Hind" (условное обозначение НАТО - прим. пер.). В этом году российские производители должны были в соответствии с контрактами поставить Ираку 3000 грузовых автомобилей двойного предназначения, спроектированных для быстрой переделки в платформы для запуска ракет, тем самым гарантируя мобильность иракских ракет и повышая их живучесть на поле боя.

Подобные поставки нарушали не только санкции ООН, но и российский официальный запрет на военные поставки в Ирак - который был впервые введен советским правительством в 1990-м году в соответствии с резолюциями ООН при подготовке к первой войне в Персидском заливе - но в дальнейшем жестко не соблюдался последовательными российскими правительствами.

Более года назад администрация Буша-младшего (George W. Bush) поставила этот вопрос перед Москвой в конфиденциальном порядке. Она не захотела сделать это публично, заботясь о том, чтобы защитить от неизбежных негативных последствий то, что в то время превозносилось как стратегическое партнерство с Россией. Затем государственный департамент США сумел в борьбе мнений направить Соединенные Штаты "по тропе ООН", как было сказано в свое время, чтобы попытаться там получить согласие на разоружение Саддама Хусейна силой. Последовавшее за этим длительное и суровое испытание в Совете Безопасности (СБ) иллюстрирует тот факт, что Москва злоупотребляет системой ООН как рычагом воздействия на Соединенные Штаты.

Поскольку у России было право вето в СБ, Соединенные Штаты, должно быть, считали, что не могут публично жаловаться на поставки в Ирак российского оружия и военной техники. Таким образом, даже в момент, когда Америка соглашалась подчиниться власти ООН в отношении разоружения Саддама Хусейна, США сами себя поставили в слабую позицию, откуда они не могли протестовать против тайных поставок российского оружия и военной техники армии Саддама. Только после начала операции "Иракская свобода" (Iraqi Freedom) Вашингтон сделал достоянием общественности некоторую часть (названную "вершиной айсберга") своей разведывательной информации по данному вопросу.

Президент Буш-младший в ходе телефонного разговора с президентом Владимиром Путиным 24 марта затронул этот вопрос, а после за него взялись официальные представители США. Они по-прежнему приводят добытую американской разведкой информацию о поставках в Ирак российского оружия и военной техники, маршрутах этих поставок и имеющих к этому отношение фирмах.

Некоторые из поставленных партий оружия и военной техники давно уже известны Соединенным Штатам; а некоторые партии, включая передатчики помех системе GPS, прибыли в Ирак уже после начала нынешней войны. Г-н Путин и его министр иностранных дел Игорь Иванов и министр обороны Сергей Иванов поочередно то отрицали факты поставок, то заявляли, что им об этом ничего не известно или делали вид, что названные российские фирмы не существуют в природе - пока Соединенные Штаты не предоставили российской стороне подробную информацию по этим фирмам.

Подобные опровержения не вызывают доверия, когда исходят от России, где экспортеры вооружений обыкновенно тесно связаны с государством как через государственные структуры, так и через коррупционные связи, и где сам г-н Путин организовал тщательный контроль за этими фирмами с помощью Федеральной службы безопасности (ФСБ), ставшей наследницей советского Комитета государственной безопасности (КГБ). Кремль, со всей очевидностью, игнорирует просьбы США привлечь к ответственности нарушителей.

А тем временем Александр Шохин, глава комиссии по военно-техническому сотрудничеству в российском правительстве сбросил несколько байтов информации на кремлевский веб-сайт Strana.ru. Из этого материала следует, что война в Ираке является хорошей рекламой для России на международных рынках оружия, "если российская техника хорошо показывает себя в конкуренции с американским высокоточным оружием или если оказывается, что именно ей иракская армия обязана увеличением своей способности к сопротивлению". Но такого не случилось.

Любознательные российские репортеры, со своей стороны, несколько дней назад откопали, что генералы Владислав Ачалов и Игорь Мальцев - первый в прошлом был заместителем министра обороны, а второй был начальником штаба Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны - являются консультантами иракских военных. В последний раз они посетили Багдад примерно за неделю до начала операции "Иракская свобода", проинспектировали военные объекты и получили от Саддама медали за оказанные услуги. Генералы подтвердили и свой визит, и получение наград. Однако министерство обороны России наотрез отказывается признать, что ему известно о многочисленных поездках этих генералов в Ирак.

Москва почти наверняка опасается (вместе с Парижем), что войска США в Ираке могут отыскать подробную информацию о незаконных сделках с режимом Саддама Хусейна, когда союзные силы - и новое иракское правительство - возьмут страну под свой контроль и захватят архивы режима. Это соображение, быть может, отчасти объясняет попытки Москвы и Парижа препятствовать смене режима в Ираке. Оно также отчасти объясняет якобы имевшие место усилия российской разведки завладеть определенными архивами в Багдаде и вывезти их из страны.

Соединенным Штатам и их союзникам следует потребовать у Кремля, чтобы торговцы оружием были привлечены к ответственности, а поставки российского оружия государствам-изгоям были прекращены. Союзникам-победителям не следует настаивать на том, чтобы новое правительство Ирака выплатило России военные долги режима Саддама Хусейна. Это долги Саддама, а не иракского народа. Соединенные Штаты возьмут на себя значительную часть расходов по восстановлению Ирака. Если они потребуют, чтобы Ирак заплатил многомиллиардные военные долги России, дело кончится тем, что Соединенные Штаты будут вынуждены профинансировать саддамовские закупки российского оружия.