Автор был советником по национальной безопасности в 1997-2000 годах. Сегодня он является председателем глобальной фирмы по разработке стратегии предпринимательства "Stonebridge International"
11 апреля 2003 года. По мере того как близятся военная победа и падение режима Саддама Хусейна (Saddam Hussein), в Вашингтоне начинают принимать решения относительно того, в каком направлении развиваться постсаддамовскому Ираку. Перед войной публичных дискуссий на эту тему было крайне мало, а потому американский народ еще не сфокусировал свое внимание на том, чего мы стремимся достичь, каким образом и какой ценой. Но вопросы о том, как мы будем вести дела в Ираке "потом", не менее важны, чем вопрос о том, как мы воевали.
Первый вопрос более важен, чем архитектура послевоенного правящего режима. Он затрагивает нашу фундаментальную цель. Президент США в своем выступлении 26 февраля перед Институтом американского предпринимательства (American Enterprise Institute) сделал очень амбициозное заявление о том, что эта война связана не только с необходимостью избавить мир от иракского оружия массового поражения (ОМП) и свергнуть деспотический режим, но также преследует цель принести Ираку демократию и, со временем, трансформировать сам арабский Ближний Восток.
Порядочное, представительное иракское правительство стало бы убедительной моделью для застойного и, в основном, авторитарного региона. Но стабилизация Ирака - не говоря уже о его трансформации в демократию - является исключительно трудной задачей, включающей: сохранение территориальной целостности этой страны; обнаружение и уничтожение ее ОМП; обеспечение продовольствием ее 16-миллионного населения, которое сегодня полностью зависимо от программы Организации Объединенных Наций (ООН) "Нефть в обмен на продовольствие"; решение проблем более чем 1 миллиона людей, насильственно переселенных за годы правления Саддама Хусейна; создание безопасных условий, в которых могут осуществляться доставка и распределение гуманитарной помощи, а также восстановление, обеспечение охраны и обороны нефтеносных месторождений и ремонт их разрушающейся инфраструктуры; предотвращение внутреннего "сведения счетов" и в то же время обеспечение безопасности американских военнослужащих от остаточных актов сопротивления; дебаасификацию институтов иракского правительства и предоставление населению основных социально-коммунальных услуг - воды, здравоохранения и образования; демобилизацию и чистку остающихся иракских воинских формирований, в то же время избегая того, чтобы десятки тысяч молодых безработных были сброшены в гражданское общество; а также и организацию судебного преследования военных преступников. И все это предстоит сделать прежде, чем мы приступим к более трудным вопросам управления Ираком: каких иракцев облечь властными полномочиями, и кто должен это сделать.
Более того, на Соединенные Штаты будет оказываться сильное контрдавление с тем, чтобы те проявили более минималистский подход. Арабские страны не желают, чтобы многочисленные вооруженные силы США оставались в регионе надолго. Наши военные, которые великолепно воевали в Ираке, не проявляют энтузиазма относительно миротворческой миссии и будут от нее отказываться, ссылаясь на свою перегруженность. Кое-кто из официальных лиц в правительстве США настороженно относится к "строительству нации". Расходы окажутся существенными для американского народа - экономические и, потенциально, также людские.
Будет проще для администрации объявить о своей победе, если мерилом успеха станет избавление от Саддама Хусейна и его ОМП, а не создание демократического Ирака, не говоря уже о демократическом регионе. Если мы, в самом деле, полны решимости оказать Ираку содействие в создании порядочного, представительного правительства, которое сумеет повлиять на будущее ближневосточного региона, нам лучше бы готовиться к тому, чтобы не сворачивать с взятого курса - и измерять свои обязательство не только словами, но также годами, десятками миллиардов долларов и десятками тысяч американских военнослужащих на месте. И нам лучше бы начать готовить к этому американский народ сейчас, потому что мы этого не сделали до того, как началась стрельба. Успех в Ираке будет означать необходимость в мирное время обеспечить нашим войскам в регионе столь же высокую стойкость, как и та огневая мощь, которую они имели в бою.
Даже если цели трансформации Ирака возобладают, существуют резкие расхождения относительно того, как этих целей следует добиваться. Более разумным является видение нового Ирака как некоего демократического проамериканского авианосца на Ближнем Востоке, с которого мы станем осуществлять проактивные усилия с целью поощрения смены правящих режимов в Иране, Сирии, Саудовской Аравии и Египте - с помощью разнообразных средств, от активной поддержки оппозиционных сил до тайных операций. Более скромный путь предусматривает, что сам факт существования модернизирующегося Ирака станет оказывать сильное давление на авторитарные правительства региона в пользу осуществления перемен. Америка будет оказывать реформам моральную и политическую поддержку, но не станет прибегать к активному вмешательству. Способствование экономическим и политическим переменам в регионе критически важно для будущего как этого региона, так и нашего собственного. Однако нам нужно обуздать нерациональную восторженность и не поддаваться на призыв к высокомерному, агрессивному, самоуверенному крестовому походу за демократию, который таит в себе опасность изоляции нас, а не экстремистов. Нам следует объединиться с внутренними силами региона, направленными на осуществление перемен, а не пытаться навязать региону наше влияние.
В более близком будущем нам следует быть готовыми уступить определенный контроль над направлением развития Ирака ради приобретения большей международной поддержки и легитимности. Настаивать на широком американском господстве - значит сокращать нашу способность к тому, чтобы разделить существенные расходы на все мировое сообщество, в результате чего будет ощущаться давление как дома, так и заграницей. Некоторые организации по оказанию гуманитарной помощи не станут работать под командованием американских военных, что может привести к задержке предоставления столь нужных сегодня продуктов питания и заботы о страждущих гражданских лицах. И если все будет выглядеть так, как если бы исключительно мы одни назначаем новое правительство - даже временное - тогда мы едва ли сумеем завоевать уважение в стране, и нам придется бороться с нарастающим возмущением нашими действиями в регионе.
Нам не следует добиваться цели диктовать иракское будущее, но нам, в тесном взаимодействии с другими странами мира, следует помочь самим иракцам определить его. И мы должны быть готовы жертвовать временем, американскими солдатами и богатствами, которые нужны для обеспечения длительного мира. На кону стоят надежды иракцев на лучшую жизнь, будущее всего региона и роль и положение Америки в мире.