Помимо Ирака великодержавная стратегия администрации США руководствуется сейчас тремя заповедями: наказать Францию, игнорировать Германию и простить Россию. Эта четкая формула была, говорят, предложена недавно на совете по выработке политических решений советником президента Буша по национальной безопасности Кондолизой Райс.
Такой подход хорош как легко запоминающийся девиз и во многом оправдан как эмоциональная реакция на проблемы, которые эти три «партнера» создают Бушу. Но подход этот вряд ли будет эффективен в грядущем активном международном политическом «ты мне - я тебе». Возможно, мудрее сейчас было бы пасти трех еретиков вместе, чем истреблять их одного за другим.
Взгляды Райс, эксперта по бывшему СССР, могут иметь для президента, который полностью ей доверяет, решающее значение. Но Буш должен подождать с оправданием одного лишь Владимира Путина, особенно после сделанной в пятницу российским президентом саркастической нападки на военные усилия США, которые он назвал «новой формой колониализма».
Существуют также тактические соображения. Отношение к этой тройке как к «хорошему, плохому и злому» может привести к новому всплеску разрушительной французской антивоенной дипломатии, которую можно подавить. Президент Жак Ширак, в отличие от Путина, не высмеял замечательное предложение Франции и России простить Ираку его долги, чтобы помочь возрождению страны.
У Буша достаточно рычагов, чтобы повернуть другие страны на путь построения будущего, которое станет важнее прошлого, ни в коем случае не преуменьшая при этом жертвы, на которые пошли США ради благородного дела. Для достижения этой цели абсолютно необходима решимость Буша использовать эти рычаги по-тихому, а лучше и вовсе незаметно.
Первый шаг в этом направлении Белый дом сделал на прошлой неделе, когда дал знать официальному Парижу, что Буш примет участие в заседании саммита «большой восьмерки» во французском Эвьоне 1 июня, сразу после встречи с Путиным в Санкт-Петербурге.
Пропустить эти поездки - означало бы послать сигнал о возмездии. Но Буш может принести американской политике больше пользы, поехав в Эвьон. Он также может набрать политические очки от экономической составляющей этого «междусобойчика». Это может стать началом и поворотной точкой его кампании-2004, переходом от «военного» президентства к президентству экономическому - в национальном и глобальном масштабе.
Но для танго в Эвьоне потребуется восемь партнеров. Ширак как принимающая сторона хочет сделать упор на свою решимость обеспечить чистой питьевой водой страны Третьего мира и положить там конец бедности. Продолжение ссоры Франции с мировой финансовой супердержавой лишит саммит всяческого доверия.
Пока лед в отношениях между Белым домом и Елисейскими полями еще очень прочен. Два лидера не разговаривали по телефону с 8-го февраля. Между тем, с Путиным и германским канцлером Герхардом Шредером (который ничего не выиграет от амнезии, которую Буш распространяет на Германию) французский лидер беседует по телефону один-два раза в неделю.
Трое лидеров закончили субботние переговоры в Санкт-Петербурге заявлением Ширака о том, что их целью было не укрепление антиамериканского фронта, а начало его дезинтеграции.
Если он этого действительно хочет, Ширак должен снять трубку в своем дворце и прямо сейчас позвонить Бушу. А американский президент должен ответить, без всякой враждебности и озлобленности по поводу войны в Ираке. Его победа достаточно блестяща для великодушия «а-ля Черчилль» - если Ширак и другие предоставят Бушу возможность его проявить.
Одним из способов сделать это были бы заверения со стороны Франции в том, что она не станет препятствовать усилиям привлечь НАТО к участию миротворческой операции в Ираке. Это даст платформу для заявления генерального секретаря ООН Кофи Аннана о сотрудничестве НАТО с ооновскими усилиями в этой области - аналогично создавшему прецедент заявлению Аннана по Косово. Эти шаги откроют путь к совместному участию и разделению ответственности между двумя организациями.
На самом деле между основными державами в ООН больше согласия, чем кажется на первый взгляд. Не стоит обращать внимание на споры о прилагательных - станет ли роль ООН «жизненно важной», «центральной» или «ключевой». Истинную суть спора - «единственной» или «одной из» - обозначил Ширак, заявив в пятницу, что ООН должна играть «одну из центральных ролей». Это более реалистично, чем жестко «центральную роль», как признает Аннан, а теперь и Франция.
Конди Райс согласна со знаменитым лозунгом Роналда Рейгана «доверяй, но проверяй», которым он сопровождал отправку Советского Союза на свалку истории. Эти три слова звучат лучше, чем «наказывай, игнорируй и прощай» в общении с тремя странами, которые лишились доверия Америки, но которые сейчас должны воспользоваться любой возможностью, чтобы завоевать его снова.