Давайте вернемся на 20 лет назад. На посту президента - Рональд Рейган (Ronald Reagan). Государственным секретарем тогда был Джордж Шульц (George Shultz). В Ливане - беспорядки. А Ирак и Иран вели ожесточенную войну, которая резко сократила поток нефти из Ирака.
В декабре 1983 года Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) был направлен на Ближний Восток в качестве специального посланника для того, чтобы начать мирный процесс в Ливане и донести мирные инициативы президента США до арабов и израильтян.
Одну из остановок он сделал в Багдаде, где встретился с Саддамом Хусейном (Saddam Hussein). Это не было рядовым событием. Г-н Рамсфелд был самым высокопоставленным американским чиновником, посетившим Ирак после 1967 года, с того момента, как Ирак и некоторые другие арабские государства разорвали отношения с Соединенными Штатами, с которыми они связывали победу Израиля в Шестидневной войне.
Основной целью визита г-на Рамсфелда в Багдад было улучшение отношений с Ираком. Однако скрытно обсуждался и другой вопрос. Влиятельная компания из Сан-Франциско "Bechtel Group", президентом которой до занятия поста в администрации г-на Рейгана являлся Джордж Шульц, хотела построить нефтепровод из Ирака в иорданский порт Акаба, около Красного моря. Проект оценивался в миллиард долларов, и администрация хотела, чтобы Саддам не препятствовал его осуществлению.
Этот вопрос до сих пор является щекотливой темой. Когда неделю назад я завел об этом разговор с Джеймсом Плейком (James Placke), который в 1983 году был заместителем госсекретаря по делам Ближнего Востока, он ответил: "Я ничего не помню об этом".
Однако когда я упомянул название "Bechtel", он воскликнул: "О, вот оно, волшебное слово. Теперь я вспомнил. Инициатором проекта была компания "Bechtel"."
Инициатором была компания "Bechtel", а посланник госдепартамента по мирным переговорам на Ближнем Востоке Дональд Рамсфелд проталкивал этот проект через иракских чиновников.
Ранее засекреченная докладная записка Государственного департамента, содержащаяся в докладе по нефтепроводу, подготовленном вашингтонским Институтом политических исследований, рассказывает, как г-н Рамсфелд обсуждал этот вопрос в ходе частной встречи с министром иностранных дел Тариком Азизом (Tariq Aziz).
В записке, составленной г-ном Рамсфелдом, говорится: "Я поднял вопрос о строительстве нефтепровода через Иорданию. Он ответил, что он знаком с данным предложением. Суда по всему, это было предложение одной из американских компаний. Как бы то ни было, он высказал обеспокоенность близостью Израиля к тому месту, где нефтепровод будет подходить к Заливу Акаба".
Иракцы опасались, что Израиль может разрушить нефтепровод. "Я сказал, что я понимаю, что необходимы некоторые договоренности, которые придадут участвующим сторонам уверенность в том, что нефтепровод не будет легко уязвим", - написал г-н Рамсфелд. Далее он скобках добавил: "Возможно, этот вопрос нужно будет поднять с Израилем в подходящее время".
Осенью 1983 года уже было известно, что Ирак использовал химическое оружие против Ирана. Однако это не остановило США от попыток улучшить взаимоотношения с Саддамом Хусейном, а также не снизило энтузиазма в отношении строительства нефтепровода в Акабу, который являлся проектом компании, давшей администрации Рейгана не только государственного секретаря, но и министра обороны Каспара Уэйнбергера (Caspar Weinberger), бывшего главного консультанта фирмы.
Никто не проявлял беспокойства о злоупотреблении служебным положением в ходе осуществления мирного процесса в самом неспокойном регионе мира.
Г-н Шульц сказал, что он не имел ничего общего с проектом нефтепровода. Однако именно при нем Государственный департамент объединился с "Bechtel Group" для проталкивания проекта, и все знали, что когда-то г-н Шульц возглавлял эту компанию.
В конечном итоге Саддам отклонил предложение о строительстве нефтепровода.
Усилия по установлению мира на Ближнем Востоке также провалились. Теперь, двадцать лет спустя, г-н Шульц (входящий сейчас в правление компании "Bechtel") и г-н Рамсфелд являются самыми ярыми сторонниками войны. Они хотели войны с Ираком, и они ее получили.
Их философские высказывания в пользу войны казались бы более стройными и не такими отвратительными, если бы за их спинами не стояли коммерческие интересы компании "Bechtel" и других крупных фирм, стремящихся заработать на этой войне.
Эта односторонняя война и свержение Саддама дали ястребам и их коммерческим союзникам карт-бланш в Ираке. А компанией, которая предвкушает нефтяные прибыли и многомиллиардные контракты на послевоенное восстановление Ирака, является, конечно, "Bechtel Group" из Сан-Франциско.