Дэниэл Митчелл является исследователем политэкономии в Клермонтском колледже Маккенны(Claremont McKenna college) фонда "Наследие" (Heritage Foundation)
15 апреля 2003 года. Всегда неприятно признавать неудачу. Но российский 13-процентный "плоский" налог вынуждает меня признать собственную некомпетентность. На протяжении 10 лет я в Вашингтоне пытаюсь заменить наш закрученный налоговый кодекс простым и справедливым плоским налогом. Но, как подтвердит вам всякий налогоплательщик, мои усилия ни к чему не привели.
Однако в России президент Владимир Путин - бывший глава советского Комитета государственной безопасности (КГБ) - в 2001 году ввел плоский налог. Причем не просто плоский налог, но 13-процентный плоский налог, на 4% ниже, чем предусматривает якобы "радикальный" план, который предлагают Стив Форбс (Steve Forbes) и бывший лидер большинства в палате представителей Дик Арми (Dick Armey). И российский налог стал большим успехом.
Представьте, какие чувства это все вызывает у меня. Я пытаюсь реформировать налоговую систему Соединенных Штатов, страны, которую остальной мир считает колыбелью освобожденного от оков капитализма и принципов свободного рынка. Однако с каждым годом наш налоговый кодекс становится все больше и все сложнее. В России, напротив, плоский налог применяется вот уже более 2 лет. И эта реформа была проведена в стране, все еще пытающейся преодолеть наследие более чем 70 лет коммунистической диктатуры.
Помните поговорку: "Победителям достается все" (To the victors go the spoils, англ.)? Это не может быть правдой. Мы выиграли "холодную войну", но это Россия получает плоский налог, в то время как Америка страдает от византийской налоговой системы, в основе которой лежит идеология классовой борьбы.
Но, быть может, нам улыбнется удача. Российский плоский подоходный налог оказался столь успешным, что даже американские политики должны извлечь из этого нужные уроки. Давайте взглянем на свидетельства: с момента введения нового налога экономика России выросла примерно на 10%. Это, быть может, и не производит глубокого впечатления, но этот лучше, чем в Соединенных Штатах, и это очень даже впечатляет в сравнении с анемичными темпами роста, которые мы наблюдаем в Европе.
Представляется также, если отбросить в сторону житейскую мудрость, что низкий налог не означает меньше денег для правительства. В последние 2 года поступления в российскую казну от подоходного налога (с поправкой на инфляцию) увеличились на 50%. Почему? Да потому что люди готовы производить больше и платить свои налоги, когда система справедлива и уровни налогов низки - именно так, как предсказывал Рональд Рейган (Ronald Reagan), когда он 20 лет назад с помощью снижения налоговых ставок инициировал в Америке экономический бум. По иронии судьбы, бывшие коммунисты в Москве сегодня понимают экономику с упором на предложение, однако же либералы в конгрессе США все еще полагаются на политику "ненависти и зависти".
Интересно отметить, что плоский налог всего лишь одна из нескольких позитивных реформ, которые осуществил президент Путин. Россия также сократила корпоративный налог с 35% до 24%. (Зарегистрированные в США компании все еще платят 35%, что является второй по величине среди индустриально развитых стран ставкой корпоративного налога.) Малый бизнес также получил поблажки. Старая система с высокими налоговыми ставками заменена новой, где компании могут выбирать: либо платить налог в размере 6% от валового дохода, либо платить налог в размере 15% от прибыли.
Разумеется, президент Путин может сделать куда больше. России все еще нужно приватизировать неэффективные отрасли, находящиеся под контролем государства. Было бы также чудесно, если бы он поддержал г-на Буша-младшего (George W. Bush) на Ближнем Востоке; ведь, в конце концов, поддержал же г-н Буш-младший плоский налог г-на Путина. Во время официального визита в 2001 году президент Буш-младший сказал: "На меня произвел впечатление тот факт, что (г-н Путин) осуществил налоговую реформу - ввел плоский налог. И, как он мне пояснил, это одна из самых низких ставок подоходного налога в Европе. Он и я имеем нечто общее: мы оба гордо стоит здесь в качестве реформаторов налоговых кодексов".
Успех плоского подоходного налога России никого не должен удивлять. В Гонконге плоский налог существует уже давно, а ведь в последние 50 лет Гонконг характеризуется самой быстрорастущей в мире экономикой. Действительно, усиливаются признаки того, что Китай в ближайшем будущем, возможно, введет у себя плоский налог. Как тут не вспомнить историю о том, что человек укусил собаку. Одна из немногих остающихся коммунистических держав, быть может, получит плоский налог скорее, чем Америка. При таких темпах Соединенные Штаты вполне могут кончить тем, что окажутся в одном ряду с Францией. Кубой и Северной Кореей.
По справедливости говоря, президент Буш-младший ведет Америку правильным курсом. Он уже протолкнул через конгресс одно сокращение налогов (хотя большая часть новых законов пока еще не вступила в силу). Теперь он призывает законодателей отменить двойное налогообложение дивидендов и расширить индивидуальные пенсионные накопления. Вся эта политика подвигает нас - медленно, но верно - в направлении плоского налога.
Было бы неплохо, однако, если бы плоский налог стал реалией еще при моей жизни. И даже если бы мы ввели этот налог просто потому, что не хотим отставать от остального мира, я, по крайней мере, смогу сказать себе, что мои усилия не пропали даром.