Когда в прошедшие месяцы речь заходила о бизнесе в Ираке, то разговор шел исключительно о нефти. И вот теперь стоит реальная задача по восстановлению страны. Пока эксперты размышляют над деталями того, что должно получиться из Ирака, всех намного больше привлекают выгодные сделки в других отраслях: в ближайшие месяцы предстоит строить дороги, печатать учебники, расширять телефонную сеть и готовить учителей. В США у Агентства по вопросам международного развития огромная масса заказов в области экономики. Именно этого и дожидались измученные кризисами компании. Пока, в частности, мало что известно о критериях раздачи заказов, но совершенно понятно, что Агентство поможет, чтобы подрядчиками были американские предприятия.
Агентство, в частности, клянется, что в принципе договоры на восстановительные работы могут заключить также зарубежные компании. Но первый пакет заказов, общая стоимость которых должна составить 1,7 млрд. долларов США, будет распределен исключительно среди американских фирм. Иностранцы, конечно, в принципе будут допущены к участию в аукционах, но только лишь в роли субподрядчиков американских компаний. Палата представителей недавно высказалась за то, чтобы полностью исключить передачу заказов предприятиям Франции, России и Германии. Только самый верный союзник Соединенных Штатов Великобритания может надеяться на достойную долю заказов для своих компаний. Фирма "British Consultants and Construction Bureau" рассчитывает на 15-20 процентов от всех заказов.
Американское Агентство по развитию, по слухам, уже составило для каждой отрасли так называемый короткий список. Это перечень компаний, которые могут рассматриваться в качестве кандидатов на получение соответствующих заказов. В отдельных случаях победители уже практически определены. В качестве главных претендентов на получение заказов на восстановление основной инфраструктуры - портов, электростанций, больниц и школ - называются компании США, такие, как "Bechtel", "Parsons" и "Fluor". Компания "Stevedoring" уже получила заказ стоимостью 4,8 млн. долларов США на восстановление транспортной системы. Серьезные предварительные решения приняты также и что касается строительства новой телефонной сети и сети школ.
Потребован отчет
В последние дни Агентство пытается как раз развеять впечатление, будто оно предпочитает распределять заказы среди компаний, состоящих в дружбе с администрацией Джорджа Буша (George Bush). Сенсационным, например, было выбытие из списка участников аукциона на получение выгодного заказа по восстановлению инфраструктуры компании "Halliburton", бывшей фирмы вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney). Правда, перед этим "Halliburton" получила заказ на обеспечение работы иракских нефтяных месторождений. Видимо, в связи с предоставлением второго заказа администрация оказалась под сильным политическим давлением. Кроме того, журнал "Economist" указал на то, что фаворитом среди кандидатов на получение заказа по созданию системы образования является вашингтонская фирма "Creative Associates International", принадлежащая представителям национальных меньшинств и возглавляемая женщинами. Таким образом, она не вписывается в схему клики белых мужчин, где вырос президент.
Между тем, Счетная палата потребовала предоставить больше информации о том, каким образом Агентство отбирает своих кандидатов. Пока речь идет о сравнительно небольших суммах. На сегодняшний день распределены заказы на общую сумму 20 миллионов долларов США. В течение непродолжительного времени предстоит распределить во много раз больше заказов, и тогда вопрос встанет с новой остротой. Эксперты исходят из того, что в ближайшие три года будут распределены заказы на общую сумму, примерно, 20 миллиардов долларов США. Этого хватит, чтобы спасти многие предприятия, которые могли бы в настоящее время оказаться банкротами.