15 апреля 2003 года. Разгорающееся сражение по вопросу о том, что делать с огромным внешним долгом Ирака, иллюстрирует, почему президенту США Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush) так ненавистны многонациональные институты - а также и почему ему приходится с ними иметь дело. Администрация Буша-младшего права, когда утверждает, как это было на встрече "Большой Семерки" на этой неделе, что долг Багдада следует простить или, по меньшей мере, очень резко сократить.
Обычные возражения против прощения долга - что это может послужить стимулом для взятия чрезмерных займов в будущем - в данном случае неприменимы. Никто всерьез не верит, что другие страны пожелают увеличивать свой невозвращаемый долг, потому что считают, что в трудной ситуации они смогут спровоцировать Америку на отправку к ним 3-ей пехотной дивизии армии США, свержение правительства и прощение долга. А что касается некоторых заимодателей, эффект от прощения иракского долга следовало бы приветствовать - странам вроде России следовало бы знать, что, если они дают взаймы коррумпированным режимам, то могут и потерять свои денежки.
Однако заимодатели Ирака так не думают. "Никто не прощает долга России, независимо от того, какой в стране режим", - сказал Алексей Кудрин, министр финансов России, на долю которой приходится, согласно одной оценке, невыплаченный Багдадом долг в сумме более 12 млрд. долл. США. А тем временем немцы намекают, что прощение долга применимо "только к очень бедным странам".
Все это попахивает громадным трансатлантическим соперничеством в жадности. Россияне, французы и немцы отмечают, и правильно, что США склоняются в пользу прощения долга в данном случае - но не в других - потому что им Ирак ничего не должен. Однако США могли бы вполне справедливо указать на то, что Ирак не производил выплат по своим долгам на протяжении уже более десятилетия и едва ли стал бы это делать, пока у власти в стране находился Саддам Хусейн (Saddam Hussein).
Вопрос о долге, вполне возможно, является самым важным вопросом, от которого зависит будущее иракской экономики. Официальные лица США доказывают, что доходы этой страны от экспорта нефти могут оплатить большую часть расходов на послевоенное восстановление страны. Это так, но только если эти доходы от нефти не будут отягощены огромными международными обязательствами, которые накопил Саддам.
Масштабы этих обязательств пока не ясны. Но Фредерик Бартон (Frederick Barton) из Центра стратегических и международных исследований оценивает их в 383 млрд. долл. США и делит их на три части.
Примерно половина общей суммы долга составляют поданные против Ирака иски отдельных граждан, компаний и правительств, проистекающие из войны в Персидском заливе 1991 года. Больше всех может потерять Кувейт, на долю которого приходится 40% совокупной суммы подобных исков. На долю Саудовской Аравии и Иордании приходятся еще 15%. Этими исками занимается комиссия Организации Объединенных Наций (ООН) по выплате компенсаций. Они погашаются из той части доходов от экспорта иракской нефти, которую Ирак получает, продавая свою нефть по программе "Нефть - в обмен на продовольствие". Соседи Ирака, возрадовавшиеся при известии о свержении Саддама, скорее всего, будут склонны простить иракские долги.
Примерно третья часть общей суммы долга относится преимущественно к 1980-м годам, когда Ирак много занимал, чтобы финансировать свою войну против Ирана. Опять-таки, другие страны региона дали Ираку больше всех остальных. Но здесь на долю России приходится 12 млрд. долл. США. Кое-что Ирак должен Франции.
Наконец, около 15% общей суммы составляют невыполненные контракты с правительством Саддама. Здесь Россия также является крупнейшим игроком, имея 90% общей суммы контрактов, или приблизительно 50 млрд. долл. США, в контрактах на помощь Ираку в разработке его нефтяных месторождений. Франция, Китай и Нидерланды также имеют солидные контракты.
На протяжении десятилетия россияне почти не надеялись получить с Ирака свои прежние долги. Однако они надеялись получить доход от контрактов с Саддамом Хусейном. Вместо этого они теперь наблюдают, как Соединенные Штаты раздают контракты на восстановление этой порушенной страны американским компаниям. Российское правительство со всей очевидностью использует обсуждение долга как возможность вернуться на иракскую сцену в качестве активного игрока. В понедельник из сообщения на английском языке российского агентства новостей "Interfax" мы узнали, что Россия "готова обсуждать реструктуризацию иракского долга" при условии, что российским компаниям будет позволено участвовать в экономическом восстановлении Ирака и вернуться "к крупным проектам в Ираке, преимущественно в сфере нефти и газа". Короче, все сводится к деловым интересам.
Сумеет ли новый Ирак, поддерживаемый Соединенными Штатами, в одностороннем порядке объявить, что не собирается платить по долгам Саддама или уважать любые его контракты, с Россией или с кем-либо еще? Такое возможно, но при этом будет брошена тень на новое правительство и легитимность его коммерческой деятельности. Компании, покупающие иракскую нефть, к примеру, должны будут беспокоиться, что россияне могут захватить какой-нибудь танкер в счет долга.
Таким образом, Соединенным Штатам остается лишь один путь: провести переговоры о реструктуризации долга, используя Парижский клуб и другие международные институты, в которых Россия, Франция и Германия пользуются большим авторитетом. Обойти эти институты невозможно. "Реально дело обстоит так, что следует предпринять что-то очень значительное в отношении долга, - говорит заместитель министра финансов США Джон Тейлор (John Taylor). - Работа будет тяжелой, но сделать ее нужно".
Желание многих в администрации Буша-младшего избежать сложных переговоров с теми самыми странами, которые противились этой войне, понятно. Но в конечном итоге эти переговоры неизбежны. В сегодняшней глобальной экономике унилатерализму нет места - даже если твои вооруженные силы больше, чем у всех прочих стран.