Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вступили в завершающую фазу. Вступать - да, но только на выгодных условиях - такова с некоторых пор официальная позиция России относительно переговоров о вступлении в ВТО. Становиться ее членом любой ценой Россия не желает.
Все громче раздающиеся в последнее время оговорки следует, конечно, расценивать как часть тактики в наметившейся завершающей фазе переговоров и как успокоительную пилюлю для местной публики. Но даже самые влиятельные участники переговорного процесса признают, что в последние годы Россия сделала примечательные шаги в либерализации торговли и в адаптации своего торгового законодательства. Однако в последние полтора года стало заметно больше тех людей, кто, указывает на то, что полная либерализация без принятия сопутствующих мер грозит России стать на долгий период всего лишь поставщиком сырья на доступные для нее и без ВТО рынки, а более глубокую переработку продукции оставить другим.
Даже либерально настроенное российское правительство приняло в прошлом году программу развития отечественной автомобильной промышленности. К этому следует добавить, что заместитель министра экономики и руководитель делегации на переговорах с ВТО Максим Медведков не желает снижать импортную пошлину на импортируемые самолеты, составляющую сейчас 20%. Медведков настаивает также на необходимости защитных мер для деревообрабатывающей промышленности.
Если в упомянутых выше отраслях существует возможность достижения компромисса, то много разногласий вызывает проблема с сельским хозяйством. В девяностые годы государство предоставило недоразвитый, страдающий от недостатка капитала аграрный сектор практически самому себе. Россия, которая в настоящее время не в состоянии позволить себе большие субвенции, стоит перед проблемой, которая заключается в том, что, например, масло или мясо с Запада продается по такой благоприятной цене, что отечественные сельхозпроизводители теряют конкурентоспособность. То, что правительство этой весной впервые ввело квоты на ввоз мяса и птицы, будет, разумеется, мало способствовать переговорам о вступлении в ВТО.
Поскольку в России группы с общими интересами становятся все более организованными, то чем дольше будет идти работа над уступками, тем труднее будет их достижение. Прорыв в переговорах возможен, впрочем, только при известной доле политической воли со стороны всех участников этого процесса.