Ли Гамильтон - бывший председатель Комиссии по международным отношениям палаты представителей Конгресса США, ныне директор Центра имени Вудро Вильсона (Woodrow Wilson Center)
В последние месяцы взаимоотношения между Соединенными Штатами и Россией охладели. Теплые чувства, базировавшиеся на российском сотрудничестве в войне против террора и близких отношениях президентов Джорджа Буша (George W. Bush) и Владимира Путина, сменились разногласиями по поводу войны в Ираке. Однако основные угрозы, такие как всемирный экономический кризис, терроризм и распространение оружия массового поражения, дают нам понять, что скорейший возврат к реальному сотрудничеству будет наилучшим образом соответствовать интересам США и России.
Россия категорически возражала против применения силы в Ираке, и оказала Франции ключевую поддержку в ее стремлении применить право вето против принятия второй резолюции Совета Безопасности ООН, осуждающей Ирак. Даже несмотря на очевидный успех войны, Россия продолжает считать, что война дестабилизирует международные отношения.
Охлаждению отношений из-за Ирака предшествовали и другие разногласия. США неоднократно критиковали продажу Россией ядерных технологий Ирану. Россия призывала к прямым американо-корейским переговорам, в то время как президент Буш отдавал предпочтение многосторонним переговорам. Тем временем Россия продолжает свою жестокую войну в Чечне, несмотря на призывы к ее завершению со стороны Соединенных Штатов и других западных государств.
Президент Путин сделал важный шаг, направив Россию западным курсом, однако недавние отклонения показывают акценты национальных интересов России, а также свидетельствуют о давлении внутри страны, усиленное приближающимися выборами. Выход Америки из Договора об ограничении систем противоракетной обороны и расширение НАТО за счет стран Восточной Европы и Балтии расстроили россиян, так же, как и наш отказ простить внешний долг России или поддержать вступление во Всемирную торговую организацию. Также Россия недовольна поправкой Джексона-Вэника (Jackson-Vanik), оставшейся со времен "холодной войны" и увязывающей торговый статус страны со свободой эмиграции из нее. Россияне спрашивают, что же они получают от близких отношений Буша и Путина, и неуютно чувствуют себя в сложившемся после окончания "холодной войны" мире, в котором интересы России подчинены американской гегемонии.
Ни Соединенные Штаты, ни Россия не должны удивляться, что другая страна проводит политику, основанную на своих национальных интересах. США считают оружие массового уничтожения в руках таких режимов как режим Саддама Хусейна (Saddam Hussein) в Ираке угрозой своей безопасности, и предпринимают стратегические меры, направленные на борьбу с распространением такого оружия. Россия заинтересована в экономическом развитии, и отводит проблемам нераспространения второе место после выгод от сотрудничества с такими странами, как Ирак.
Однако давайте будем практичными. И Соединенные Штаты и Россия заинтересованы в интеграции России в экономику Запада. США должны простить часть советского внешнего долга, отменить устаревшую поправку Джексона-Вэника, и поддержать вступление России в ВТО. В свою очередь Россия должна стать более прозрачной и более активно проводить рыночные реформы. Растущая российская экономика, имеющая связи с Западом, будет способствовать глобальному экономическому оздоровлению, и одновременно уменьшит заинтересованность России в сотрудничестве со странами наподобие Ирака. Огромные энергетические запасы развивающейся России также могут увеличить ее доходы, сделав ее одним из крупнейших поставщиков нефти и газа для Соединенных Штатов за пределами беспокойного Ближнего Востока.
В вопросах безопасности интересы России и Соединенных Штатов пересекаются. Разрешение России на создание американских военных баз в Средней Азии, а также обмен разведывательной информацией явились хорошим вкладом в борьбу против "Аль-Каиды". Не прекращая решительно выступать против нарушения Россией прав человека в Чечне, мы должны продолжать тесно сотрудничать с Россией в войне с террором и в сфере стабилизации обстановки в Средней Азии. США должны продолжать сближать Россию и НАТО, так как интеграция России в западную систему безопасности уменьшает вероятность возврата России к политике экспансионизма и милитаризма. Если мы хотим, чтобы Россия была партнером, мы должны и относиться к ней соответствующим образом.
Одной из важных задач для Соединенных Штатов и России должно стать уменьшение угрозы распространения оружия массового поражения. США должны расширять программы помощи России в обеспечении защиты ее оружия массового уничтожения и его утилизации, так как запасы бывшего Советского Союза являются объектом внимания террористов, стремящихся овладеть опасными материалами. Если Вашингтон и Москва будут совместно работать над сокращением своих арсеналов и обеспечением их безопасности, одновременно создавая условия для невозможности распространения оружия массового уничтожения в мире, то доверие между двумя нашими государствами будет расти, а мир станет более безопасным.