Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Разгром иракцев стал неприятным ударом для российских военных

В легкости, с какой американцы разгромили армию Саддама Хусейна, Россия видит урок для собственных сил общего назначения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Главный вывод, который мы должны сделать из последней войны в Персидском заливе, заключается в том, что устаревшую структуру российских вооруженных сил необходимо срочно менять, - говорит Владимир Дворкин, руководитель Центра проблем стратегических ядерных сил Академии военных наук - Обнаружился разрыв между нашими и американскими возможностями, и этот разрыв оказался огромным. Нам очень повезло в том, что в данный момент у России нет серьезных врагов, но будущее предсказать невозможно, и мы должны быть к нему готовы".

Москва, 16 апреля 2003 года. В легкости, с какой американцы разгромили армию Саддама Хусейна (Saddam Hussein), Россия видит урок для собственных сил общего назначения. Иракская армия - которая была клоном Красной Армии в последние десятилетия Советского Союза - оказала крайне слабое сопротивление перед тем, как развалиться вовсе.

"Главный вывод, который мы должны сделать из последней войны в Персидском заливе, заключается в том, что устаревшую структуру российских вооруженных сил необходимо срочно менять, - говорит Владимир Дворкин, руководитель Центра проблем стратегических ядерных сил Академии военных наук - Обнаружился разрыв между нашими и американскими возможностями, и этот разрыв оказался огромным. Нам очень повезло в том, что в данный момент у России нет серьезных врагов, но будущее предсказать невозможно, и мы должны быть к нему готовы".

Быстрая победа мобильных, высокотехнологичных американских сил над занимавшими заранее подготовленные оборонительные позиции перед крупными городами вроде Багдада иракскими силами, в составе которых имелось большое количество бронетанковой техники, стала неприятным ударом для многих российских военных стратегов. "Иракская армия была копией российской армии, и наши генералы не предсказывали ее разгрома", - говорит бывший заместитель министра обороны России Виталий Шлыков.

Как и ее советский прототип, иракская армия было многочисленной, но состояла преимущественно из молодых, плохо обученных срочнослужащих. Ее тактика предусматривала ведение боевых действий на широком фронте, массированное применение танков и артиллерии при высокоцентрализованной структуре боевого управления. Но эти силы были разгромлены за несколько дней относительно малочисленными формированиями американских и британских сил, которые, используя высокоточное оружие, пробили дыры в иракском фронте и захватили центры власти в стране быстрее, чем могли себе представить традиционные военные мыслители. "Военная парадигма была опровергнута, и нам повезло, что не пришлось усваивать этот урок на личном примере, - говорит Евгений Пашенцев, автор книги по российской военной реформе. - Американцы переписали учебники, и любой стране лучше бы обратить на это внимание".

На прошлой неделе независимый Совет по внешней и оборонной политике - группа высших российских военных экспертов и бывших политиков, в которую входит и г-н Шлыков - собралась, чтобы оценить последствия для России американского триумфа в Ираке. Их вывод: Кремль должен отказаться от всяких постсоветских претензий вроде той, что Россия остается супердержавой, и сделать своим высшим приоритетом воссоздание и переустройство вооруженных сил страны. "Мы больше не можем себе позволить откладывать это на потом", - сказал собравшимся Борис Немцов, глава либерального Союза Правых Сил (СПС).

Через 12 лет после распада СССР самой нереформированной отраслью российского общества остаются его вооруженные силы. Хотя численность вооруженных сил была сокращена примерно вдвое, до 1,2 млн. человек, а их годовой бюджет уменьшился до каких-то 10 млрд. долл. США, их структура, вооружение и, главное, доктринальные взгляды сегодняшних российских военных остаются такими же, как у их советских предшественников. Начиная с 1991 года, каждый российский министр обороны обещал глубокие и всеохватывающие реформы, однако более половины боевых частей российской армии остаются укомплектованными слабо подготовленными срочнослужащими, от которых требуют, чтобы они прослужили 2 года, получая всего 100 рублей в месяц. Помимо стратегических ядерных сил (СЯС), никакой вид вооруженных сил России не получает в значительных количествах нового оружия и боевой техники на протяжении вот уже более десятка лет.

По данным министерства обороны на начало 2003 года, опубликованным в ежедневной газете "Известия", более трети российских офицеров и их семей живут за чертой бедности и менее половины офицеров хотят остаться служить дальше.

Критики говорят, что армию следует снова сократить наполовину, по меньшей мере, а обязательный призыв отменить, чтобы стала возможной реформа армии. "Мы можем себе позволить армию, сопоставимую с французской или британской, но должны быть приняты трудные решения", - говорит Павел Фельгенауэр (Pavel Felgenhauer), независимый эксперт по вопросам обороны. Ключом ко всему являются достаточные ассигнования на технику, боевую подготовку и жалованье профессиональным военным, считает он.

Другие говорят, что Россия также должна выработать ясную доктрину безопасности для постсоветского периода. "Как можем мы реформировать нашу армию, когда мы не определили угрозы, которым она должна противостоять? - спрашивает г-н Дворкин. - Мы сначала должны определить свои национальные интересы, и только тогда мы будем знать, кто может стать нашим врагом".

В момент, когда Соединенные Штаты готовились к вторжению в Ирак, многие российские военные эксперты хотели, чтобы на улицах иракских городов американским войскам крепко досталось. Некоторые предсказывали, что битва за Багдад будет похожа на два штурма российской армии Грозного (в 1995 и снова в 2000 году) - каждый из которых длился более месяца и обошелся в сотни боевых потерь с российской стороны.

В начальный период иракской войны российское онлайновое издание "Gazeta.ru" сообщило, что в планировании обороны Ирака, возможно, сыграли ключевую роль два советских отставных генерала. В статье были помещены фотографии Владимира Ачалова, специалиста по боевым действиям в городе, и Игоря Мальцева, специалиста по противовоздушной обороне (ПВО), на церемонии получения медалей из рук иракского министра обороны за 2 недели до начала войны в Ираке. Позднее по российскому телевидению показали генерала Мальцева, который заявил: "Американские захватчики будут похоронены на улицах Багдада".

Кое-кто в российском военном истеблишменте, кажется, по-прежнему не желает соглашаться на скорый военный приговор в Ираке. "Я думаю, войну выиграли американские доллары, это не была военная победа, - говорит генерал Махмут Гареев, президент официальной Академии военных наук в Москве. - Американцы купили иракское военное руководство за доллары. Можно лишь позавидовать государству, которое так богато".

Но другие явно потрясены случившимся в Ираке. "Слава Богу, наша общественность, наконец, начала обсуждать состояние армии, - заявил командовавший российскими войсками в двух чеченских войнах генерал Владимир Шаманов одной московской радиостанции на прошлой неделе, после того, как стали ясны масштабы триумфа возглавляемых США сил в Ираке. - Может быть, наши СЯС защитят страну на протяжении еще одного десятилетия, а что потом? Сильная Россия невозможна без сильной армии".

Одно утешение для Москвы - сообщение, что иракские силы во время американского наступления с помощью противотанковых управляемых ракет с лазерным наведением российского производства уничтожили несколько танков "Abrams". Это может обусловить резкий рост прибылей для российских производителей вооружения, которые, по словам г-на Шлыкова, уже получают заявки от Сирии и Ирана. Соединенные Штаты выразили протест по поводу того, что Россия в нарушение санкций Организации Объединенных Наций (ООН) поставляла в Ирак оборонительные системы оружия. "Как результат иракской войны и обвинений в незаконных поставках российского оружия и военной техники заявки на российское вооружение резко увеличились", - сказал на прошлой неделе министр обороны России Сергей Иванов.