Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Работа для своих парней: миллиарды на восстановление Ирака

Вопросы об избранных фирмах ведут в администрацию Буша

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Антивоенная демонстрация в Сан-Франциско забаррикадировала недавно ворота «Bechtel» - инженерной компании, которая ведала строительством туннеля под Ла-Маншем. Протестующие сменили тогда пластинку обычных антивоенных лозунгов: война в Ираке - не только за нефть, заявили они, но и за строительство дорог и школ, за восстановление электро- и водоснабжения в стране, опустошенной годами войн и недофинансирования.

Антивоенная демонстрация в Сан-Франциско забаррикадировала недавно ворота «Bechtel» - инженерной компании, которая ведала строительством туннеля под Ла-Маншем. Протестующие сменили тогда пластинку обычных антивоенных лозунгов: война в Ираке - не только за нефть, заявили они, но и за строительство дорог и школ, за восстановление электро- и водоснабжения в стране, опустошенной годами войн и недофинансирования.

Контракты на восстановление Ирака стоимостью в миллиарды долларов уже распределяются американским правительством, суля огромные доходы нескольким избранным компаниям, многие из которых имеют контакты на высоком уровне в администрации Буша и известны пожертвованиями в фонд Республиканской партии. Контрактов удостаиваются исключительно американские фирмы, и вместо обычной процедуры тендера практикуется отбор участников только «по пригласительным билетам». «Bechtel» - одна из шести «избранных» строительных фирм.

Военные на этой неделе заявили, что на сегодняшний день самый большой из контрактов - на борьбу с пожарами на нефтяных скважинах - может быть оценен в $7 миллиардов. Этот подряд получило «Kellogg, Brown & Root» - подразделение «Halliburton», компании, некогда возглавлявшейся вице-президентом Диком Чейни. На вопросы с Капитолийского холма военные сообщили, что контракт был выдан под существующее соглашение с KBR, подписанное в декабре 2001 года.

Как в Вашингтоне, так и в Сан-Франциско это взяли на заметку. «Эта администрация превзошла Никсона в том, что касается секретности», - говорит Билл Эллисон (Bill Allison), представитель базирующегося в столичном округе «Independent Centre for Public Integrity». - Здесь наверняка есть повод для конфликта интересов. Они отказались от обычной процедуры, а администрация очень близка с корпоративной Америкой. Когда дело касается, в частности, «Halliburton», это вызывает вопросы».

Помимо соглашения с «Halliburton», транш из восьми контрактов предоставляет «US agency for international development» (USAid). Эта организация ассигновала $2.4 миллиарда на реконструкцию и гуманитарную помощь, но будет продолжать финансировать проекты. До сих пор непонятно, кто возьмет на себе ведущую роль в восстановительных работах.

Ясно только, что на кону крупнейших, как их уже называют, со времен Второй мировой войны восстановительных работ стоят огромные деньги. Стоимость реконструкции оценивается в сумму $100 миллиардов, а процесс продлится несколько лет. Предполагается, что те, кто войдет в дело с самого начала, будут иметь значительное преимущество при распределении последующих контрактов, в том числе по эксплуатации иракской нефтяной индустрии.

Первые два заказа были относительно скромны. Первый контракт - на $7 млн за набор строительных рабочих - получила в феврале Вашингтонская «International Resources Group». «Stevedoring» из Сиэттла подрядилась за $4,8 млн управлять портом Умм-Каср.

Согласно данным «Centre for Responsive Politics», приглашенные фирмы в целом пожертвовали - в основном республиканцам - во время текущего избирательного цикла почти $3,6 млн. Суммы, хотя и небольшие в каждом отдельном случае, являются частью процесса обеспечения «места за столом», говорит Чарльз Тифер (Charles Tiefer), профессор права Балтиморского университета и эксперт по государственным контрактам.

Кризис доверия

По его словам, администрация провоцирует «кризис доверия», раздавая контракты за закрытыми дверями. «Я рассматриваю связь «Halliburton» - Чейни как характерный пример деятельности этой администрации, а не как что-то исключительное или удивительное, - говорит он. - Это - не коррупция в смысле формального нарушения закона, но схема, основанная на принципах протекционизма и влияния».

Связь приглашенных компаний и администрации глубока и прочна. Рэй Хант (Ray Hunt), один из директоров «Halliburton», является членом президентского совета по внешней разведке. Лоуренс Иглбергер (Lawrence Eagleburger), госсекретарь в администрации первого Буша, тоже является директором «Halliburton».

Кеннет Оскар (Kenneth Oscar), вице-президент «Fluor», еще одного из шести подрядчиков, - бывший министр обороны, контролировавший $35-миллиардный бюджет военных поставок в Пентагоне. В числе руководителей компании также Бобби Инмен (Bobby Inman), бывший заместитель директора ЦРУ. Министр труда Элейн Чао (Elaine Chao) до ухода в правительство работала в руководстве другой из шести компаний, «Parsons».

«Bechtel» трудоустроил у себя бывшего министра обороны Каспера Уайнбергера (Caspar Weinberger) и бывшего госсекретаря Джорджа Шульца (George Shultz). Джек Шихен (Jack Sheehan), первый вице-президент «Bechtel», заседает в совете по оборонной политике, консультационной группе в Пентагоне из 30 человек, создавая своим присутствием там одну из многих очевидно конфликтных ситуаций.

Демократы Генри Вэксмен (Henry Waxman) и Джон Дингелл (John Dingell) направили в Главное контрольно-финансовое управление США (парламентская структура, занимающаяся финансовыми расследованиями), запрос на проверку процесса раздачи контрактов. Вэксмен, кроме того, потребовал, чтобы контракт дочернего «Halliburton» KBR был исследован под микроскопом.

В письме Дэвиду Уокеру (David Walker), начальнику Главного контрольно-финансового управления, конгрессмены отметили: "Мы хотим знать, как определенные компании получили контракты, по какому принципу они были выбраны, почему общественности и Конгрессу предоставляется так мало информации о контрактах и какую роль разные агентства играли в распределении этих заказов».

Работа агентств по распределению контрактов вызвала нарекания Криса Паттена (Chris Patten), комиссара Евросоюза по внешнеполитическим связям, который назвал ее «исключительно неуклюжей». Только под давлением Великобритании администрация США согласилась открыть путь к субподрядам для иностранных компаний.

Естественно, однако, что наибольшему осуждению подвергается контракт компании «Halliburton». Чейни управлял компанией со штаб-квартирой в Далласе с 1995-го по 2000 год, прежде чем перешел на госслужбу. Когда это произошло, он получил $33-миллионную «благодарность», причем большая часть этой суммы была выделена по распоряжению имевшего на это право совета директоров. Он до сих пор получает $180 тысяч годового дохода от этой бизнес-структуры.

Сама компания тоже не чужда скандальности. В прошлом году она была вынуждена заплатить $2 млн, чтобы нейтрализовать обвинения в мошенничестве, связанные с работами на военной базе, а в 1997 была уличена Главным контрольно-финансовым управлением в выставлении армии счетов за весьма сомнительные расходы. Компанию критиковали ее акционеры за ведение дел с Ираном; она до сих пор является объектом расследования, проводимого американскими контрольными структурами по аудиту, валютным операциям и безопасности по поводу возможных бухгалтерских махинаций еще в бытность у руля Чейни.

Венди Холл (Wendy Hall), представитель «Halliburton», защищала деятельность компании в Ираке, ссылаясь на большой опыт фирмы KBR, восходящий к строительству кораблей для американского ВМФ во время Второй мировой войны. А недавно она построила в Гуантанамо на Кубе лагерь для подозреваемых в терроризме. Компания процветала и при администрации Клинтона.

«Вице-президент не имеет никакого отношения к получению военных контрактов, процессу их распределения или текущим заказам», - заявила она.

Инсинуации

Государственные чиновники и строители подчеркивают, что лишь немногие компании обладают опытом и возможностями для выполнения работ в Ираке. Они подчеркивают, что все предположения о существовании какого-то внутреннего влияния - досужие домыслы.

Джонатан Маршалл (Jonathan Marshall), представитель «Bechtel», назвал абсурдными предположения о каких-то закулисных сделках. «В USAid, похоже, работают профессиональные государственные служащие, и нет никаких оснований предполагать, что на них оказывается какое-либо политическое влияние, - заявил он. - Мы можем гордиться своим инженерными и строительными работами; мы выполняли очень крупные контракты, многие из них - на Ближнем Востоке, где мы трудимся уже 60 лет. Было бы просто странно, если бы нас не оказалось в списке».

USAid утверждает, что ускоряет обычный метод проведения тендеров на контракты, потому что восстановление требуется начать как можно скорее, а также по соображениям безопасности.

«Подрядчикам придется иметь дело с секретной документацией, - говорит Эндрю Настьос (Andrew Nastios) из администрации USAid. - Поэтому мы ищем компании, которые уже имеют разрешение на это, которые знают процедуру получения федеральных контрактов и работают в существующей бухгалтерской системе на федеральное правительство, чтобы мы могли действовать очень быстро».

Но критически мыслящие люди видят в этом процессе еще один пример нездоровой тенденции к секретности; у них создается впечатление, что правительство работает как частный клуб для привилегированных - от формирования энергетической политики до новых правил, дающих Чейни больше прав в решении вопроса о количестве информации, которую можно рассекретить для общественного потребления.