Администрация США с большим напряжением работает над вопросами послевоенного устройства Ирака. Вашингтонские стратеги разрабатывают для Ближнего Востока новый прекрасный мир. Цель - формирование в Ираке демократического правительства, которое не стремится к обладанию оружием массового уничтожения и которое оказывает на ближневосточный регион «показательное и соответствующее влияние», провозгласил заместитель министра обороны Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz). Ирак при всем своем этническом многообразии должен оставаться единым государством. На севере должна быть образована как часть Ирака автономная область курдов с широкими полномочиями.
Ястребы из Пентагона во главе с министром обороны Дональдом Рамсфелдом (Donald Rumsfeld) и его заместителем Вулфовицем не оставляют, разумеется, никаких сомнений относительно того, что власть пока принадлежит армии США. Сначала должен быть назначен американский губернатор - бывший генерал США Джей Гарнер (Jay Garner). Это 64-летний человек будет отвечать за гражданское управление страной. Таким образом, де-факто Ирак становится протекторатом США. Дело в том, что Гарнер окажется в подчинении начальника Центрального командования США генерала Томми Фрэнкса (Tommy Franks).
Новая стычка с Пауэллом
В ходе своих вчерашних переговоров с представителями групп иракского населения Гарнер потребовал скорейшего начала работы переходного правительства. «У меня есть опасения, что медля с переходом на гражданское управление, мы с каждым днем теряем динамику», - сказал он корреспонденту американской газеты "Today". Возникший после свержения иракского правительства властный вакуум сегодня удалось снова восполнить, но не так, как это представляют себе США, сказал Гарнер корреспонденту газеты. «Я хотел бы оказаться в Багдаде неделю назад», - сказал он. Вчера Гарнер обсуждал в городе Эн-Насирия на юге Ирака с представителями групп населения Ирака будущее страны. Открывая встречу в Эн-Насирии, Гарнер сказал: «Сегодня рождается свободный и демократический Ирак».
Фрэнкс и Гарнер, как это представляет себе Вашингтон, должны находиться в Ираке, по меньшей мере, в течение полугода. Между тем, хорошо осведомленные люди из Вашингтона говорят, исходя из хаоса и анархии, царящих в стране, уже о трех годах. На этом этапе послевоенного периода Вашингтон отводит иракским политикам лишь функции консультантов. Главная задача Гарнера - очистить 23 министерства от соратников Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Ему подчинены три областных губернатора - Ирак должен быть поделен на три региональных административных округа, - американский генерал Брус Мур - Bruce Moore (северный Ирак), дипломат Барбара Боуден - Barbara Bodine (центральный Ирак) и генерал США Бак Уолтер - Buck Walters (южный Ирак).
В последние дни вопрос относительно послевоенного устройства стал причиной серьезных стычек между министром обороны Рамсфелдом и государственным секретарем Колином Пауэллом (Colin Powell). Пауэлл направил своим коллегам из Пентагона целый список с именами бывших послов и чиновников Государственного департамента, которые должны были занять посты в послевоенной администрации. Большинство предложений, говорят в Вашингтоне, было грубо отвергнуто Рамсфелдом.
Поражение Пауэлла выходит далеко за рамки вопроса о назначении отдельных персоналий: Организации Объединенных наций будет отведена лишь второстепенная роль. Она будет отвечать за реализацию программ по оказанию гуманитарной помощи. Назначенный недавно генеральным секретарем Кофи Аннаном (Kofi Annan) специальный уполномоченный по Ираку Рафиуддин Ахмед (Rafeeuddin Ahmed) будет все же приглашаться на консультации в Вашингтон. В то же время по-настоящему будут наказаны «обструкционистские страны». Так в Вашингтоне называют Германию, Россию и Францию в силу их выступлений против войны. Берлин, Париж и Москва останутся ни с чем, что касается эксплуатации месторождений иракской нефти. В частности, чиновники американской администрации опровергают информацию, будто немецкие, французские и российские компании внесены в черный список. Однако, чтобы распределять заказы между американскими фирмами, нужды в бюрократизме нет. Об этом побеспокоится бывший менеджер из компании "Shell" Филипп Карролл (Philip Carroll). Администрация США назначила его координатором по вопросам восстановления иракской нефтяной промышленности, которая не за горами будет приватизирована.
Право распределять заказы на миллиарды долларов на ремонт мостов, дорог, электростанций, портов и поврежденных нефтепроводов передано Агентству по вопросам международного развития (USAid). На сегодняшний день благословение органов власти на получение выгодных заказов получают исключительно отечественные предприятия. В первых рядах - нефтяная компания "Halliburton", которую возглавлял вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney). Но на хороший бизнес может надеяться также и строительный концерн "Bechtel", в котором ведущие позиции занимает бывший государственный секретарь США Джордж Шультц (George Schultz).
Во всяком случае, вопросы политической реорганизации Ирака прочно держит в своих руках окружение Рамсфелда. Трехзвездный генерал Гарнер - личный друг Рамсфелда, как и Рамсфелд, занимает крайние позиции правого политического спектра. В арабском мире он нажил себе много врагов своими заявлениями, направленными против органов власти палестинской автономии. Но Гарнера, участвовавшего в 1991 году в первой войне в зоне Персидского залива в качестве командующего войсками в северных районах Ирака, занятых курдами, критиковали и за его связи с военной промышленностью. Утверждают, что он обеспечил оборонные предприятия заказами на миллионы долларов.
Зэльми Хэлизейда (Zalmay Khalizad), назначенного администрацией США специальным уполномоченным по Ираку, тоже причисляют к неоконсерваторам, сгруппировавшимся вокруг Рамсфелда. Урожденный афганец уже состоял на службе бывшего президента США Рональда Рейгана (Ronald Reagan). Другом Хэлизейда является Ахмед Халаби (Ahmed Chalabi). Иракец переселился в США еще в 1958 году, учил в Чикаго математику, а позднее работал банкиром в Лондоне. В Иордании он был приговорен заочно за банкротство банка к длительному сроку заключения. Это, очевидно, никак не повлияло на его авторитет в Вашингтоне. Халаби был избран Пентагоном в качестве кандидата на пост премьер-министра демократического Ирака.