Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Быстрый крах режима в Багдаде стал для арабского мир причиной очередного шока. Победа американцев и британцев, с одной стороны, воспринимается как очередное унижение исламского мира. В то же время вряд ли можно ожидать, что многие будут лить по Саддаму Хусейну слезы. В арабских странах все больше становится тех, кто говорит, что дальше, как это было до сих пор, продолжаться не может

Быстрый крах режима в Багдаде стал для арабского мир причиной очередного шока. Победа американцев и британцев, с одной стороны, воспринимается как очередное унижение исламского мира. В то же время вряд ли можно ожидать, что многие будут лить по Саддаму Хусейну (Saddam Hussein) слезы.

В арабских странах все больше становится тех, кто говорит, что дальше, как это было до сих пор, продолжаться не может. Спланированный для Ирака новый порядок покажет, станет ли нынешнее поражение арабов лишь одним из звеньев в цепи многих катастроф или удастся взять курс в направлении плюрализма.

В Ираке кое-что изменится. То, что там возникнет демократия западного покроя, неправдоподобно. Представления такого рода идут вразрез с упорной консервативной силой истории, культуры и религии. И все же так, как было прежде, больше не будет. Курды, которые с самого начала относились к тем немногим, кто бескомпромиссно хотел этой войны, потребуют большего влияния, то же самое относится к шиитам. Для них, а они находились под еще более сильным гнетом, возникает совершенно новая ситуация. Она дополнит собой период ренессанса шиитизма, продолжающийся три последних десятилетия и особенно захвативший Иран, а также Ливан.

Будущим Ираком, если он сохранится в качестве единого государства, править будет нелегко. Не откроет ли это путь к появлению еще одного, громадного Ливана? Это могло бы произойти, если бы развитие пошло в неверном направлении. Если говорить в позитивном плане, то в Ираке могла бы появиться пропорционально-конкордантная демократия, подобная ливанской, с федеральной структурой. Несмотря на отсутствие такой системы, это было бы не самое худшее. Некоторые надежды вызваны также тем, что Ирак, как и Ливан, ушел дальше в секуляризации, чем где бы то ни было в регионе. Однако считать иракское общество секуляризированным все же нельзя.

Дальнейшие изменения в соседних странах будут иметь шанс только в том случае, если эксперимент с созданием открытой системы в Ираке даст положительный результат не в слишком дальней перспективе. В значительной мере это будет зависеть от поведения победителей. Их присутствие в Ираке совместно с Организацией Объединенных наций до поры до времени обязательно. Но они не должны поддаваться искушению и наводить порядок методами слишком уж в духе времен колониализма. Британский премьер-министр Блэр (Blair) с богатым иракским опытом своей страны и опытом действий на подмандатных территориях, судя по всему, это понял. Такая сдержанность, учитывая западные экономические интересы, дается нелегко.

Причиной нынешней конфронтации между Востоком и Западом является в определенной степени западная политика, которая воспринимается мусульманами как чуждое управление извне. Сам народ спрашивали до сих пор лишь тогда, когда вставала необходимость утвердить во власти девяноста процентами голосов господствующие в духе Запада (прежде - также и в духе Советского Союза) деспотии или автократии и свои кланы. Так продолжалось долгое время и с Саддамом Хусейном, который вначале устраивал многих и в политическом и в экономическом плане.