Эндрю Грин в 1991-1994 годах был послом Великобритании в Сирии, а в 1996-2000 годах - в Саудовской Аравии
Внезапный выпад Соединенных Штатов против Сирии стал неожиданностью для всего остального мира. Затем Белый дом приказал Пентагону остановить процесс предварительного планирования военного нападения на эту страну, а премьер-министр Великобритании заверил Палату общин в том, что не существует "никаких планов нападения на Сирию". Однако все это до боли напоминает прошлую осень, когда то же самое говорили об Ираке. За всем этим должно что-то скрываться.
Обвинения трудно назвать громкими. Сирии ставят в вину предоставление убежища скрывшимся иракцам. Может быть это и так. Сирия выступала против вторжения в Ирак. Сирийские власти не могут помешать иракцам проникать на ее территорию через четырехсотмильный участок границы, проходящий через пустыню. И не удивительно, что сирийцы вместо того, чтобы постыдно передать иракцев Соединенным Штатам, провожают незваных гостей до самолета.
Во-вторых, американцы утверждают, что Сирия проводила испытания химического оружия. Это заявление не является сюрпризом. Несколько стран Ближнего Востока, такие как Алжир, Египет, Иран и, что примечательно, Израиль, могут обладать химическим оружием. Поводом для вторжения в Ирак стал Саддам Хусейн (Saddam Hussein), сумасшедший диктатор, который мог передать химическое или бактериологическое оружие террористам. Однако вряд ли про Башар Аль-Ассада (Bashar al-Assad) можно сказать то же самое. Если у Сирии и есть химическое оружие, то она держит его только для ответного удара по Израилю. Сами сирийцы никогда не нанесут удар первыми, зная, что Израиль немедленно ответит ядерным оружием.
Третье обвинение уже поросло бородой - оно заключается в том, что Сирия является государством-изгоем, поддерживающим терроризм. В Сирии давно находят прибежище непримиримые палестинские движения. Она позволяет Ирану перевозить через аэропорт Дамаска оружие, необходимое организации "Хезболла" на юге Ливана. Эти факторы рассматриваются как возможные рычаги воздействия на Израиль в переговорах о возврате оккупированных Голанских высот. Они также рассматриваются как средства воздействия на палестинцев и "Хезболлу". Все это является грубой дипломатией в ближневосточном стиле, и вряд ли можно из-за этого называть Сирию государством-изгоем.
Наиболее подходящим объяснением американской кампании против Сирии является попытка предотвратить предоставление Сирией убежища скрывшимся на ее территории иракцам. Однако за этой кампанией скрывается нечто большее. Возможно, американцы неожиданно осознали тот факт, что враждебность Сирии может на многие месяцы блокировать их попытки стабилизировать ситуацию в Ираке.
Цель вторжения США в Ирак заключалась в том, чтобы "обезглавить режим". На самом деле был смещен весь штат системы управления. Правление Саддама основывалось на терроре. Все принимавшие в нем участие были коррумпированы и их руки были запачканы в крови. Родственники их жертв убили бы их при первой возможности. Поэтому у них не было другого выхода, кроме как спасать свои жизни бегством.
Видимая легкость военной победы в Ираке является крупнейшим заблуждением. Страна находится на грани анархии. Необходимо установить некоторый порядок, а затем воссоздать администрацию, чтобы эффективно распределять гуманитарную помощь.
Затем начнется выполнение задачи по созданию политической структуры. На это могут потребоваться месяцы, если не годы. Тем временем американские и английские войска могут начать восприниматься как оккупационные силы, и могут подвергаться обстрелам снайперов и атакам самоубийц. Если Сирия закроет глаза на поток оружия и добровольцев через свою границу, то ситуация может ухудшиться очень быстро. Более того, мы можем столкнуться с настоящим кошмаром.
Сирия может оказаться в состоянии заблокировать наши усилия по установлению "мира, стоящего войны", по определению Тони Блэра (Tony Blair). Более того, она может этого захотеть. Тот Ирак, который Джек Стро (Jack Straw) называет "новой реальностью", выглядит для них проамериканским марионеточным государством, которое может сблизиться с Израилем в ущерб Сирии и палестинцам.
Более того, арабы считают, что существует заговор, и возможно, они не сильно ошибаются. Некоторые члены администрации Буша пришли к власти с намерением свергнуть Саддама, оккупировать Ирак и распространить влияние Америки в регионе настолько, насколько будет возможно. Для этих чиновников, некоторые из которых близки к партии "Ликуд", вторжение в Ирак является лишь первым шагом на пути к устранению Сирии как последнего противника Израиля.
Это лишь некоторые объяснения неожиданных попыток Америки запугать Сирию. Действия США могут заставить президента Ассада быть более осторожным, однако сирийцев не так легко запугать. А весь остальной арабский и мусульманский мир будет серьезно недоволен тактикой Америки. И если нашей главной целью является борьба с исламским терроризмом путем уменьшения поддержки народа, которой он питается, то такая тактика США не является лучшим способом достижения этой цели.