18 апреля 2003 года. Президент Буш-младший (George W. Bush), который с таким откровенным презрением относился к идее "строительства наций" во время избирательной кампании 2000 года, теперь вовсю занимается строительством нации. Он планирует в ближайшие 3 года истратить 60 млрд. долл. США на восстановление Ирака. В его повестке есть все, от ремонта нефтяных месторождений до переписывания учебников для начальной школы. Подобно администрации Клинтона (Bill Clinton), которую он высмеивал, он теперь осознает, что нельзя засыпать страну авиабомбами, наводнить ее солдатами, после чего объявить ее освобожденной и вернуться домой.
Но это строительство нации в республиканском духе, с огромными контрактами, которые втайне розданы имеющим нужные политические связи компаниям. Теперь они заявляют, что выданный компании "Halliburton", которой ранее управлял вице-президент Чейни (Dick Chaney), "аварийный" контракт на добычу нефти стоит всего 600 млн., а не 7 млрд. долл. США, как сообщалось сначала. Полагаю, нам следует быть благодарными за это.
Фактически, мы должны благодарить Бога, что эти контракты попадают в руки добропорядочных американских компаний, а не каких-то там грязных французов, или противных немцев, или россиян, которые были так ужасающе полезными - разве нет?! - в недавнем веселье. Очевидно, нам следует испытывать чувство, что это мы заплатили за все развлечение. Если бы не мы, то не было бы всех этих дорог и мостов, нуждающихся в восстановлении. А потому, если кто-то намерен подзаработать на их восстановлении, то это должны быть мы сами.
Правду говоря, администрация Буша-младшего не выпячивает этот вопрос. Да и зачем, коли она раздает эти контракты, не проводя общественных аукционов или обсуждений. Члены палаты представителей проголосовали за то, чтобы запретить выдачу контрактов на восстановление Ирака компаниям из тех стран, которые не поддержали разрушительной акции, сделавшей возможными восстановительные работы. Эта поправка была отменена согласительной комиссией конгресса США. Тем не менее, оправданное возмущение общественности в связи с контрактом для "Halliburton" и с другими полюбовными сделками приглушено вследствие широко распространенного ощущения, что "мы этого заслуживаем".
Невольно приходит на ум коронная фраза одного старого анекдота из серии "Одинокий Рейнджер и Тонто" (Lone Ranger and Tonto). Одинокий Рейнджер, обращаясь к Тонто, говорит: "Послушай, похоже, что мы окружены индейцами". А тот ему отвечает: "Что ты имел в виду, когда сказал 'мы', кемосабе (Kemosabe - маленький индейский мальчик - прим. пер.)"? Что я для "Halliburton"? Что "Halliburton" для меня?
Не туда направляемые эмоции нации превращаются в лейтмотив периода правления Буша-второго. Мы полны справедливого гнева на Усаму бен Ладена (Osama bin Laden) и потому мы идем и колотим Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Мы исполнены благодарности к солдатам, которые сражались в этой войне, и наполнены самоудовлетворением как граждане, которые за все это заплатят, а потому мы с проникновенными слезами похлопываем по плечу и взасос целуем в губы компанию, к которой практически мы все не имеем никакого отношения.
Это похоже на то, как если бы вы получили открытку, где сказано, что вместо рождественского подарка кто-то от вашего имени сделал пожертвование какой-то благотворительной организации, которая вас не интересует. "Дорогой Американский Налогоплательщик! Мы рады сообщить Вам, что в благодарность за все те миллиарды, которые вы собираетесь направить в Ирак, правительство США от Вашего имени заключило полюбовную сделку с компанией, о которой Вы никогда не слыхали". Восемьдесят миллиардов долларов - столько, сколько указано в первой представленной администрацией конгрессу заявке - означает, что у каждой американской семьи придется отнять около 1000 долл. США. И за это от администрации Буша-младшего мы не получим даже большой подарочной сумки. Но мы, по крайней мере, будем знать, что делимся нашей стоящей 10 мрлд. долл. экономикой с некоторыми улыбчивыми компаниями, которые неплохо наживаются на войне.
Разумеется, выдача правительственных контрактов исключительно национальным компаниям противоречит международному праву. Правила Всемирной торговой организации (ВТО) запрещают правительствам осуществлять дискриминацию компаний других членов ВТО, которые ищут, куда вложить свои денежки. Мы можем потерять от этой дискриминации больше, чем те страны, против которых она направлена. Другие страны, по понятным причинам, уже угрожают, что не станут допускать нас к контрактам их правительств.
Наконец, чтобы мы не забывали, доктрина свободной торговли утверждает, что страна выигрывает больше от покупки иностранных товаров, нежели от продажи собственных товаров иностранцам. Как люди, которые должны оплачивать счета, мы заинтересованы в том, чтобы, скажем, узбекская компания починила трубопровод дешевле, чем техасская компания. Даже если при этом узбекская компания получит субсидию от своего правительства, это значит, что определенную часть ноши можно будет переложить с плеч американского налогоплательщика на плечи узбекского налогоплательщика.
Благодарю, Джордж, за контракт для компании "Halliburton". И за все прочие отличные сделки в интересах "Bechtel" и других имеющих нужные связи компаний. Не следовало тебе этого делать.